Федеральный закон о кассовых аппаратах 54. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники

Мы собрали всю полезную информацию про онлайн-кассы с 2017 года в одной публикации.

В июле 2016 года был принят 290 Федеральный закон об онлайн-кассах. Этот закон призван внести изменения в положения 54-ФЗ «О применении ККТ». По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 года передавать электронные копии чеков онлайн в налоговую.

Новшества затрагивают даже тех ритейлеров, которые раньше не работали с ККТ — ЕНВДшников и ПСНщиков. Онлайн-кассы для предпринимателей на ЕНВД и ПСН станут обязательными с 1 июля 2018 года.

Изменения 54-ФЗ — это самая глобальная реформа в ритейле за последние 10 лет.

С момента написания статьи вступили в силу несколько важных изменений закона, вышли новые разъяснения от ФНС.

Прочитайте публикацию с актуальной информацией:

Подробнее о том, что сейчас происходит:

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который отвечает новым требованиям:

  • печатает qr-код и ссылку на чеке,
  • отправляет электронные копии чеков в ОФД и покупателям,
  • имеет встроенный в корпус фискальный накопитель,
  • свободно взаимодействует с аккредитованными ОФД.

Все требования к онлайн-кассам описаны в новом законе и обязательны для всех кассовых аппаратов с 2017 года.

Онлайн-касса — это не обязательно совершенно новый кассовый аппарат. Многие производители дорабатывают кассы, выпущенные ранее.

Например, все кассы и фискальные регистраторы Вики возможно доработать до онлайн-кассы. Цена комплекта доработки — 7500 рублей. В сумме учтена стоимость фискального накопителя (6000 рублей), шильды и документации с новым номером ККТ (1500 рублей). Обновление ПО на всех кассах Вики происходит автоматически.

Новые кассы (доработанные и совсем новые) занесены в специальный реестр моделей ККТ и утверждены Федеральной налоговой службой.

Как работает онлайн-касса и что теперь должно быть на чеке

Процесс продажи на онлайн-кассе теперь выглядит так:


Чек онлайн-кассы содержит:



Если покупатель попросил отправить электронную копию чека, то в бумажном нужно указывать электронную почту клиента или его абонентский номер.

Адрес продажи варьируется в зависимости от вида торговли. Если касса установлена в помещении, то необходимо указать адрес магазина. Если торговля ведётся с автомобиля, то указывается номер и название модели авто. Если товары продаёт интернет-магазин, то на чеке должен быть указан адрес сайта.

Фамилию кассира не нужно указывать в чеках из интернет-магазинов.

Новые термины

Оператор Фискальных Данных (ОФД) — организация, отвечающая за приёмку и передачу фискальных данных в налоговую. Также Оператор хранит эту информацию 5 лет и обеспечивает отправку копий электронных чеков клиентам. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС.

Реестр онлайн-касс — это перечень кассовой техники, готовой к работе по новым правилам и официально одобренной Федеральной налоговой службой России. На декабрь 2016 года реестр контрольно-кассовой техники содержит 43 модели ККТ. Список обновляется, с ним любой желающий может ознакомиться на сайте налоговой. Каждая конкретная касса также вносится в реестр экземпляров ККТ.

Фискальный накопитель шифрует и передаёт фискальные данные в ОФД. ФН пришёл на замену ЭКЛЗ.

Фискальные данные — это информация о финансовых операциях, проводимых на кассе. Технические требования к фискальному накопителю описаны в законе, сейчас на рынке доступна для покупке одна модель фискального накопителя. Каждый экземпляр ФН также внесен в специальный реестр.

Срок действия фискального накопителя для всех предпринимателей разный и зависит от применяемой системы налогообложения:

  • ОСНО - 13 месяцев
  • УСН, ПСН, ЕНВД - 36 месяцев

Началом срока службы фискального накопителя является дата его активации. Владелец ККТ обязан хранить ФН после замены 5 лет. Менять ФН предприниматель может самостоятельно. Но чтобы избежать проблем с регистрацией или заменой фискального накопителя, мы рекомендуем всё-таки обращаться в сервисные центры.

Купить фискальный накопитель вы можете в своем сервисном центре. Стоимость ФН — от 6000 рублей.

Договор с ОФД — обязательный документ по требованиям нового закона. Без него не получится даже зарегистрировать онлайн-кассу. Однако поменять оператора владелец кассы может в любой момент. Стоимость услуг ОФД — от 3000 рублей в год.

Кто должен перейти на онлайн-кассы

Переход на онлайн-кассы проходит в несколько этапов и затрагивает:

  • предпринимателей, которые уже применяют ККТ,
  • торговцев акцизными товарами,
  • владельцев интернет-магазинов,
  • предпринимателей, оказывающих услуги населению и не применяющих кассы, В том числе ИП на ЕНВД, УСН и ПСН,
  • владельцы вендинговых и торговых автоматов, а также платежных терминалов.

Предприниматели, которые используют бланки строгой отчетности (БСО), тоже попадают под нововведения.

Форма бланков строгой отчетности меняется. С 1 июля 2018 года все БСО должны быть напечатаны при помощи специальной автоматизированной системы. Эта система — разновидность онлайн-кассы и она тоже передаёт данные онлайн. .

Сроки перехода на онлайн-кассы: 2017-2018 гг.

1 февраля 2017 года Владельцы вновь регистрируемых ККТ
Начинается переход на онлайн-кассы и прекращается замена ЭКЛЗ и регистрация касс по старому порядку.
31 марта 2017 года Все организации и ИП, которые продают алкоголь
! Исключение: организации и ИП на ЕНВД и ИП на ПСН, которые торгуют слабоалкогольными напитками
Продавцы подакцизного алкоголя обязаны применять онлайн-кассы с 1 апреля 2017 года. Продавцы пива, сидра и других слабоалкогольных напитков переходят на онлайн-ККТ в зависимости от выбранной системы налогообложения.
1 июля 2017 года Организации и ИП на ОСН, УСН и ЕСХН
После этой даты нельзя использовать кассы с ЭКЛЗ, все ККТ должны работать с фискальным накопителем.
1 июля 2018 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , которые торгуют в розницу и оказывают услуги общественного питания
  • ИП на ЕНВД , если у них есть наемные работники
1 июля 2019 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , кроме розничной торговли и общественного питания
  • ИП на ЕНВД без наемных работников , которые торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания
  • Организации и ИП , оказывающие услуги или выполняющие работы, при условии выдачи покупателю БСО

Очень часто предприниматели задают вопрос: «Если компания работает на двух системах налогообложения УСН и ЕНВД, когда переходить на новые правила?»

С 1 июля 2017 года налогоплательщики на УСН должны применять онлайн-кассу. Параллельные режимы налогообложения не играют никакой роли. Кроме того, по каждому режиму пробивается отдельный чек.

Кто освобожден от онлайн-касс

От работы с кассами, как и раньше, освобождены: представители малого бизнеса, оказывающие услуги по ремонту обуви, продавцы на необорудованных рынках, торговцы продукции с цистерн и тележек, газетные киоски, люди, сдающие в аренду собственное жилье, организации с безналичной оплатой, кредитные организации и компании, занятые на рынке ценных бумаг, кондукторы и предприятия общественного питания в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения, торговцы предметов народного промысла и почтовых марок тоже могут продолжить работу без ККТ.

Предприниматели в труднодоступных и отдаленных местностях могут работать без кассы. Правда, перечень таких областей определяют руководители на местах.

Как перейти на онлайн-кассу

Переход на онлайн-кассы с 2017 года — фактор, который напрямую влияет на дальнейшую работу бизнеса, подойти к нему следует ответственно.

Главное — не затягивать. Если вы планируете заняться переходом, скажем так, поздней весной, то есть все шансы запоздать с переходом на онлайн-кассу к июлю 2017 года.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.

Опыт внедрения системы ЕГАИС для торговцев алкоголем показал, что предприниматели до последнего откладывают модернизацию оборудования. Это порождает много сложностей: производители онлайн-касс не в успевают подготовить должным образом оборудование, логистические службы испытывают колоссальную нагрузку и срывают сроки, а магазины по всей стране простаивают без возможности законной торговли. Ну или торгуют с риском получить штраф.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.


Выбрать онлайн-кассу для перехода на 54-ФЗ
Решения для любого бизнеса

Порядок перехода на онлайн-кассы

Итак, чтобы перейти на онлайн-кассу мягко, планируйте досконально и действуйте поэтапно:

1. Выясните, можно ли доработать имеющееся оборудование

Обратитесь к производителю вашей кассы. Если технику можно обновить, узнайте цену комплекта доработки для онлайн-кассы и, главное, включен ли в эту стоимость фискальный накопитель.

К этой сумме прибавьте работу ЦТО (или АСЦ) по доработке ККТ. Хотя регистрация кассы и накопителя на сайте ФНС технически не сложная, но даже специалисты, которые проводят регистрацию первый раз, иногда ошибаются. Если ошибётся специалист АСЦ, то ФН (6500 руб.) вам заменят за счет АСЦ. Если ошибку допустите вы, то и платить за замену накопителя придётся вам.

Если вашу кассу можно доработать, не спешите радоваться. Зачастую лучше купить новую онлайн-кассу, чем переделывать старую кассовую технику (стоимость доработки некоторых касс сопоставима со стоимостью новой кассы).

Чтобы не потратить деньги зря, проведите небольшое исследования рынка. Узнайте, сколько стоит доработка ККТ в среднем по рынку (у разных производителей), сколько стоит новая онлайн-касса. Сравните функционал старой доработанной кассы и новой онлайн-кассы. Если каждый шаг и малюсенькая доработка стоит дополнительных 100 рублей — это повод задуматься и поискать альтернативы.

2. Проверьте, есть ли рассматриваемое вами оборудование в реестре ФНС:

  • Проверка онлайн-касс - сервис ФНС для проверки экземпляров ККТ.
  • Проверка фискальных накопителей - аналогичный сервис для проверки фискальных накопителей (чтобы вам не продали сломанный или уже использованный накопитель).

3. Составьте график замены ЭКЛЗ

Чтобы не переплачивать за работу ЭКЛЗ, уточните когда заканчивается её срок службы. По окончанию работы ЭКЛЗ вам лучше сразу установить фискальный накопитель и перейти на онлайн-кассы.

4. Проведите интернет в магазин

Интернет для онлайн-кассы должен быть стабильным. Уточните, если ли у интернет-провайдеров вашего региона специальные тарифы (также вы можете проконсультироваться в вашем АСЦ). Выясните, что для вас подойдет: проводной интернет или Wi-Fi модем.

5. Уточните наличие обновлений кассовой программы

Если вы работаете с кассовым ПО, например, с товароучетной системой, обязательно выясните, будет она дорабатываться до работы по новым правилам, совместима ли она с онлайн-кассой, сколько будет стоить доработка и когда она будет проведена. Кассы Вики работают со всеми товароучётными системами бесплатно — у нас это базовый функционал.

После всей подготовительной работы определитесь, когда вам переходить на онлайн-кассу.

6. Снимите с учета ФНС старую ККТ

Обратитесь в ваш ЦТО и снимите отчет с ЭКЛЗ. Напишите заявление о снятии с учета и отправляйтесь в налоговую. На руках у вас должно остаться карта владельца ККТ с отметкой о снятии с учета.

7. Выберите ОФД и заключите с ним договор

Это обязательное условие для регистрации онлайн-кассы. Изучите возможные варианты, условия и предоставляемый сервис. Договор ОФД — это оферта в электронном виде, которую вы акцептуете при регистрации на сайте. То есть вам не нужно оформлять бумаги или ехать в отделение.

После заключения договора смело переходите к завершающей части — регистрации онлайн-кассы.

8. Зарегистрируйте онлайн-кассу

Новый закон допускает два варианта регистрации онлайн-кассы: классический и электронный.

Классический способ ничем не отличается от старого. Вы собираете документы, берете новую кассу с фискальным накопителем, идете в налоговую, заполняете заявление и ждёте. Через некоторое время вам выдают регистрационный номер.

Электронный способ регистрации онлайн-кассы позволяет сэкономить время. Чтобы установить онлайн-кассу, вам понадобится электронно-цифровая подпись. Получите её заранее в любом удостоверяющем центре.

Как зарегистрировать онлайн-кассу:

  1. На сайте nalog.ru зарегистрируйтесь в личном кабинете.
  2. Заполните заявление на сайте ФНС.
  3. Введите регистрационный номер онлайн-кассы и фискального накопителя.
  4. Заполните реквизиты ОФД.

Если вы всё сделали правильно, ФНС выдаст вам регистрационный номер ККТ. .

Новые штрафы

Штрафовать за нарушения новых правил будет ФНС. Взыскания начнутся уже с 1 февраля 2017 года. Размер взысканий: от 3000 рублей, до запрета торговли.

Процедура оформления административного нарушения стала проще. При первом нарушении в ряде случаев возможно устное предупреждение, но при повторном — приостановка торговли до 3-х месяцев, а это фактически гибель для магазина.

Чтобы избежать проблем, соблюдайте все требования нового законодательства.

Как выбрать онлайн-кассу

Прежде всего, составьте свой собственный список требований к кассе. Определиться с требованиям вам помогут ответы на простые вопросы о вашей торговой точке.

Собираетесь ли вы использовать кассу, как средство автоматизации бизнеса? Если да, то вам понадобится касса, которая умеет работать с распространенными товароучётными системами (1С и производными). Если не собираетесь — выбирайте кассу, которая, по крайней мере, умеет выгружать данные о продажах в таблицы Excel.

Продаете ли вы или собираетесь продавать алкоголь? Если ответ положительный, то касса должна быть адаптирована для ЕГАИС, то есть поддерживать работу с УТМ и иметь функции, например, списания остатков.

Есть ли у вас знакомый или штатный айти-специалист? Теперь касса — это ИТ-система, в которую входит не только кассовый аппарат, но также интернет-соединение, связь с ОФД и криптографическое средство. Если у вас в штате не предусмотрен сотрудник, который сможет провести оперативную диагностику всей системы в случае поломки, то имеет смысл заключить договор с сервисным центром.

Определившись с основными характеристиками, вы сможете принять решение.

Пример: выбрать кассу для магазина у дома

Допустим, у вас небольшой магазин «у дома»: в ассортименте есть пиво и другой некрепкий алкоголь. Торговля идёт хорошо, но вы хотите увеличить продажи, не замораживая при этом, большие суммы в товаре. В штате у вас есть 1 кассир, ему на смену выходите вы лично.

Получается, что вам нужна касса, которая поддерживает ЕГАИС, работу с товароучётными системами и вам понадобится техническая поддержка.

Вам подойдёт касса Вики Мини Ф — она полностью соответствует требованиям 54-ФЗ, имеет все функции, необходимые для работы с ЕГАИС и совместима со всеми товароучётными системами. Техническую поддержку вам окажет региональный сертифицированный партнёр, у которого вы купите кассу.

Пример: выбрать кассу для парикмахерской

Или иначе: у вас несколько парикмахерских салонов по городу. Естественно, никаким алкоголем вы не торгуете и не собираетесь. Информацию о клиентах вы собираете в общую ЦРМ-систему. В штате есть компьютерщик, который эту систему настраивает и помогает решать другие технические проблемы.

В этом случае, вам достаточно бюджетного комплекта: ККТ Вики Принт 57 Ф и системного блока Вики Микро. Все необходимые инструкции ваш технический специалист найдёт в разделе поддержки «Дримкас» и ОФД, который вы выберете.

Если у вас не обычная парикмахерская, а салон премиум-класса, то вам больше подойдёт комплект Вики Классик и Вики Принт 80 Плюс Ф — он не сильно отличается по функциям от бюджетных касс, но его дизайн разработан специально для бутиков, салонов и дорогих кафе.

Выберите свою онлайн-кассу

Требованиям 54-ФЗ и ЕГАИС полностью отвечают кассы Вики.

Владельцы малого бизнеса неоднократно выражали недовольство необходимостью внедрения онлайн-касс , объясняя это тем, что им придётся понести дополнительные расходы на покупку, установку и обслуживание нового оборудования . Предприниматели не видят собственную выгоду, и считают, что онлайн-устройства нужны лишь для облегчения работы ФНС. Законодатели пошли навстречу, и разбили переход на несколько этапов. На сегодняшний день осталось перешагнуть последнюю ступень - в 2019 году современные аппараты будут установлены везде, где это предусмотрено законом.

Нужна онлайн-касса? Подберем ККТ для вашего бизнеса за 5 минут!

Оставьте заявку и получите консультацию.

Что принёс 192-ФЗ: изменения в законе об онлайн-кассах с 3 июля 2018

На 01.07.2018 в законе 54-ФЗ было много неточностей, хоть большинство ИП и ЮЛ, попадающих под этот нормативный акт, установили кассы и зарегистрировали их к этой дате. Изменения в законе об онлайн кассах вышли 3 июля: был подписан закон, разъясняющий и уточняющий многие вопросы, обсуждаемые в 54-ФЗ. Кроме того, был дополнен список тех предприятий и частных предпринимателей, кто освобождается от применения ККМ насовсем.

Среди них и некоторые категории ИП на ПСН, получившие разрешение не использовать кассу. Основные изменения по 192-ФЗ:

  1. Расчётные операции, проведённые по безналу, теперь требуют применения кассовой техники. Если ранее под понятием «расчёты» понималось получение или выплата денежных средств наличными и через систему электронных платежей, то сейчас безналичные операции также считаются расчётными.
  2. Некоторые категории ИП на ПСН должны были установить современные ККТ уже в июне 2018, но 290-ФЗ предоставил им отсрочку до 01.07.2019 при условии выдачи покупателю чека или БСО с реквизитами, указанными в абз. 4-12 п. 1 статьи 4.7 ФЗ №54. После выхода 192-ФЗ, перечень видов деятельности, имеющих право на отсрочку, заметно сократился. Выбывшие из него категории взамен получили разрешение не устанавливать ККМ вообще, но обязательство выдавать клиенту расчётный документ осталось за ними.
  3. Изменения коснулись и правил установки ККМ для торговых автоматов. Если автоматическое устройство предназначено для оплаты услуг перевозки пассажиров и багажа, касса может быть установлена вне его корпуса при условии, что заводской номер на ней полностью читаем. В таком случае ККТ может не печатать чеки и не передавать их по интернету, если пользователь не предоставил свою почту или номер мобильного.
  4. Если дисплей вендингового автомата выдаёт QR-код, который содержит все данные об операции, то с 01.02.2020 чек также может не выдаваться. Однако это условие не распространяется на реализуемую продукцию с обязательной маркировкой, подакцизные и технически сложные товары.
  5. В обиходе появился фискальный накопитель (ФН) со периодом использования 15 мес., и не исключено, что появятся устройства с другим сроком действия. Это обусловлено тем, что изменились требования к ФН в части периода действия главной памяти ККТ - менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.
  6. Нововведения обращены и к платёжным агентам, которые проводят операции через автоматическое оборудование. Они обязуются формировать чеки в бумажном либо электронном виде и предоставлять их своим клиентам. Помимо этого, они могут переслать клиенту информацию с идентификацией чека и адресом интернет-ресурса, чтоб он смог самостоятельно найти и напечатать расчётный документ.
  7. Страховщик, привлекающий клиентов через агентов или посредников, которые работают от его имени, но не числятся в штате и не оформлены, как организация или ИП, обязан оформлять чек или БСО и направлять его страхователю.

Условия заполнения чеков и БСО также изменились. Теперь QR-код стал обязательной составляющей расчётного документа, а цена за единицу продукции указывается исключительно в валюте РФ.

Также дополнился список требований к расчётным документам, предоставляемым при выдаче выигрыша в лотерею, при оплате за страховку и возмещении ущерба по страховому случаю. Эти требования изложены в п. 6.2 ст. 4.7 ФЗ № 54, но они вступают в силу только 01.07.2019.

Кто переходит на онлайн-кассы с 1 июля 2019 согласно изменениям в законодательстве?

К перечню «вмененщиков» и «патентщиков», которым разрешено установить кассу к 01.07.2019, добавились некоторые категории ИП с патентом.

В 2019 ряды ИП и ЮЛ на ЕНВД, использующих кассу, пополнят виды деятельности:

  • ветеринария;
  • перевозка багажа и людей;
  • услуги по аренде земли и оборудованных мест под торговлю и размещение предприятий общепита;
  • сдача парковочных мест на стоянках;
  • ремонт и техосмотр автомобилей и мототехники;
  • сдача внаём личной жилплощади;
  • бытовые услуги (прачечные, парикмахерские и т.д.).

Изменения по онлайн-кассам в 2019 году: алгоритм перехода

Из-за изменений в работе онлайн-кассы, в 2019 году по-прежнему действует усовершенствованный порядок установки и регистрации кассовой техники. Он охватывает несколько следующих этапов:

Не стоит забывать о том, что некоторым индивидуальным предпринимателям положены льготы на подключение и регистрацию кассового оборудования . ИП на ЕНВД и ИП на ПСН могут сократить расходы на установку кассы, обратившись за налоговым вычетом. Предприниматели, осуществившие переход до 01.07.2018, уже реализуют своё право на получение налогового вычета, а ИП, которым только предстоит поставить кассу в 2019, смогут оформить льготу по факту покупки и подключения кассы.

«Патентщики» отправляют в ФНС уведомление о намерении оформить вычет, и компенсируют средства путём возврата или перезачёта части налогового взноса. «Вменёнщики» вносят эту статью расходов в декларацию, и получают уменьшение налога за отчётный период, в котором касса была куплена и установлена. Сумма вычета за одну единицу ККТ составляет не более 18000 руб.

Изменения в работе с онлайн-кассами

По большому счёту, кассир-оператор выполняет ту же работу, что и раньше. Современные ККТ настраиваются таким образом, что выполнение всех законодательно требуемых функций осуществляется внутри устройства. Задачи кассира остались прежними:

  • формировать отчёты о закрытии и открытии смены;
  • добавлять товар в чек, сканируя его штрихкод, выбирая нужную позицию на экране POS-терминала или набирая его код на клавиатуре;
  • создавать чек, добавляя все позиции и подбивая итоговую сумму, печатать его на принтере и передавать копию покупателю.

Среди новых новых изменений в работе с онлайн-кассами, касающихся обязанностей продавца, можно отметить следующие:

  • следить за корректной работой онлайн-устройства;
  • отслеживать поступление сообщений об успешной или неуспешной передаче информации ОФД;
  • отмечать при формировании чека необходимость отправки клиенту его электронной версии на его почту или номер телефона (в том случае, если покупатель предоставляет такую информацию).

Кроме того, лицо, работающее с кассой, отслеживает срок необходимости замены

Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 104, 10.06.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ);
Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ (Российская газета, N 166, 29.07.2010) (о порядке вступления в силу см. пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ);
Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

Платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты) (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ);

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. *2.1.1)

Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. *2.2)

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

Наименование документа;

Порядковый номер документа, дату его выдачи;

Наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
(Пункт дополнительно включен с 21 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ)

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники (абзац дополнительно включен с 1 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ).

4. Положения пунктов 2, 2_1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ); дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. *3.1)

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации. *3.2)

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. *4.1)

При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна (абзац дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна (абзац дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

Иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

Обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

Эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

Передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;

Иметь паспорт установленного образца.

2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

2. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

Использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;

Осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

Предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

Применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;

Выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;

Обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;


(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

2. Кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:

Ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного платежа;

Применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.

В случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона. *7.1)

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций. *7.2)

3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);

абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2).

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.".

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Президент РФ 3 июля 2016 года подписал поправки к закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь бизнес обязан перейти на онлайн-кассы, все данные о расчетах с покупателями будут передаваться через интернет.

Основные изменения в законе

Схема работы торговых организаций с налоговыми органами

Данные с каждого чека должны передаваться в налоговую инспекцию через интернет. Появляются операторы фискальных данных, через которые информация с чеков и будет отправляться в налоговую.

Оператор фискальных данных (ОФД) - уполномоченное юридическое лицо, обладающее сертифицированными техническими средствами для обработки, хранения и передачи фискальных данных, поступающих с контрольно-кассовой техники.

ОФД играют роль посредников между пользователями ККТ и ФНС. Передают электронные чеки в ФНС, обеспечивают этой службе онлайн-доступ к фискальным данным, хранят их не менее пяти лет и защищают от попыток что-то в них изменить. Все данные передаются в зашифрованном виде и подписываются фискальным признаком - уникальной подписью чека. После передачи данных и получения подтверждения о передаче, ответственность за некорректируемость и сохранность данных ложится на ОФД.

Предполагается, что каждая торговая точка должна быть оснащена интернетом. На случай возникновения проблем со связью ККТ хранит у себя все непереданные данные по чекам и возобновляет передачу, как только связь восстанавливается. Если за 30 дней касса не сможет передать данные в ОФД, регистрировать продажи и печатать чеки с её помощью будет невозможно.

Владелец ККТ обязан заключить договор на обработку данных с ОФД.

Использование ККТ нового типа

Кассовые аппараты вместо ЭКЛЗ будут содержать фискальный накопитель (ФН). ФН будут сохранять и передавать данные о каждой продаже оператору фискальных данных, а также иметь возможность высылать чеки покупателям. ФН обеспечивает хранение в некорректируемом виде информации о каждой транзакции, включая состав чека, об открытии и закрытии смен, о передаче фискальных документов в ОФД.

Фискальный накопитель (ФН) - это полный аналог нынешней ЭКЛЗ, назначение которого - зашифровывать информацию с чеков. Организации, применяющие ККТ, должны будут менять фискальные накопители раз в 13 месяцев, а компании на патенте, ЕНВД и УСН - раз в три года.
Использовать старую контрольно-кассовую технику можно до июля 2017, но зарегистрировать или перерегистрировать её необходимо до февраля 2017 года.

Удалённая регистрация ККТ в ФНС

Для того чтобы поставить на учет кассовый аппарат с передачей данных в налоговую, предприниматель должен зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, оставить заявку на проведение фискализации кассы и подписать эту заявку своей электронной подписью. Получив эти данные, налоговая служба отправляет налогоплательщику регистрационный номер, а в аппарат вносятся данные по фискализации.

Формирование кассового чека в электронном виде

До 01.02.2017 г. покупателю должен обязательно выдаваться бумажный чек, а его электронная версия — по требованию. После этой даты ситуация меняется на противоположную: обязательной станет отправка покупателю электронной версии чека, бумажной – по требованию.

Исключения

Предпринимателям, работающим на патенте, ЕНВД и УСН, которые пока законодательно освобождены от использования кассовых аппаратов, тоже придется передавать данные с каждой продажи в налоговую. С 1 июля 2018 года применение ККТ для них станет обязательным.

Данные на чеках

Изменяются требования к кассовым чекам, а также к бланкам строгой отчетности. Количество данных, которые на них должны будут обязательно присутствовать, возрастет.

На кассовом чеке должны присутствовать следующие данные:

  • Номенклатура, количество, цена, стоимость (не касается УСН, систем ЕНВД и патента до 01.02.2021 г.
  • Ставка и размер налога
  • Адреса сайтов ОФД и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением ККТ в интернете, по которым может быть осуществлена проверка факта записи расчета и подлинности фискального признака.

Шаги перехода бизнеса на новые правила:

  1. Модернизировать имеющуюся ККТ или приобрести новую.
  2. Зарегистрировать/перерегистрировать ККТ.
  3. Заключить договор с ОФД.
  4. Начать выдавать и направлять электронные чеки покупателям.
  5. Передавать чеки в ФНС через ОФД.
  6. Заменять фискальный накопитель и расходные материалы (каждые 13 месяцев, а для малого бизнеса (ЕНВД, ПСН, УСН) и услуг - каждые три года).

Этапы введения новых правил

Июль 2016 Переход на новый порядок (добровольно), передача данных в ОФД – по желанию.
Февраль 2017 Обязательная передача данных через ОФД для вновь регистрируемой ККТ. Вся вновь регистрируемая ККТ должна соответствовать новым требованиям.
Июль 2017 Отмена положений старого порядка применения ККТ для всех участников рынка, кроме ЕНВД, УСН и ПНС.
Июль 2018 Переход на новый порядок применения ККТ предпринимателей, работающих по ЕНВД, УСН, ПНС и владельцев торговых автоматов.

Поддержка 54-ФЗ в «Базар-онлайн»

«Базар-онлайн» в полном объеме реализует требования 54-ФЗ: содержит необходимый функционал для выполнения требования закона, поддерживает работу с новым оборудованием и Операторами Фискальных Данных. Вы можете приобрести у нас оборудование для работы по 54-ФЗ, а мы поможем Вам заключить договор, подключиться к ОФД и выполнить все настройки «под ключ». Прайс-лист на оборудование

Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.

В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон предусматривает следующие основные положения:

  1. Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
  2. Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  3. Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
  4. Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
  5. Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
  6. Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
  7. Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
  8. Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
  9. Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
  10. Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
  11. Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Основные положения предлагаемой системы – это:

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных .
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.



Copyright © 2024 Бизнес. Оформление. Расчеты. Рентабельность. Увольнение.