Что значит налог на добавленный доход ндд. Законопроект о введении налога на добавленный доход в нефтяной отрасли прошел первое чтение

Кабинет министров одобрил законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли с учётом дополнительных поручений премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Об этом сообщил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«По налогу — был одобрен с учётом дополнительных поручений в соответствии с результатами совещания, которое провёл председатель правительства в Ханты-Мансийске», — цитирует ТАСС министра.

Совещание Дмитрия Медведева с главами крупнейших нефтяных компаний состоялось 21 ноября. Александр Новак попросил премьера одобрить законопроекты об НДД и внести в Госдуму, чтобы принять их в первом квартале 2018 года. Вступить в силу новый налог, по мнению Новака, должен с 1 января 2019 года.

Перспективные проекты

Медведев на совещании заявил о необходимости соблюсти баланс интересов между нефтяным бизнесом и бюджетными задачами при принятии закона об НДД в нефтяной отрасли.

Он также отметил, что ставка действующего сейчас налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дифференцируется в зависимости от географических и климатических условий, сложности разработки месторождений и качества добываемой нефти.

По его словам, введение НДД позволит запустить перспективные нефтяные месторождения, работы на которых не ведутся из-за непривлекательной экономики.

  • Reuters

«Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас», — пояснил премьер-министр.

Глава кабмина считает, что это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект и повысить рентабельность.

Как будет функционировать НДД

Согласно докладу Новака, предполагается, что НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10 до 80% (квота не более 15 млн тонн в год по фактическим заявкам компаний); четвёртая — новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

Ставка НДД — 50%. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), он будет взиматься не с объёмов добываемого сырья, а с дохода от её продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

Для пилотного проекта по введению НДД из третьей группы отобраны 35 лицензионных участков «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и других компаний.

Налог на добавленный доход будет способствовать стимуляции инвестиций в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить. Такое мнение выразила заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

«Налог на добавленный доход ввели для того, чтобы им заменить старый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ исчислялся несколько иначе. НДД будут выплачивать от прибыли, а НДПИ был привязан к объёмам добычи и ценам на нефть. Надо сказать, что НДПИ не оказывал никакого стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти и не заставлял компании инвестировать в новые технологии. Что касается НДД, то, скорее всего, этот налог будет в большей степени стимулировать инвестиции в добычу нефти и позволит в будущем её нарастить», — сказала она в разговоре с RT.

  • РИА Новости

Интересы бюджета

При этом она не исключила вероятность снижения доходов бюджета в первый год применения НДД.

«Однако в дальнейшем они будут полностью компенсированы за счёт улучшения финансовых результатов нефтяных компаний. А это будет возможно при более высоких ценах на нефть. Так что в целом введение налога оптимально. Этот налог достаточно долго обсуждался представителями самих нефтяных компаний. Так что я думаю, что на данный момент интересы бюджета и отрасли можно считать вполне сбалансированными», — подчеркнула эксперт.

Опасения насчёт сокращения поступлений в бюджет при введении НДД высказал и доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов.

«Введение НДД планировалось давно. Однако оставался нерешённым вопрос наполняемости бюджета, и этот вопрос, по сути, не решён до сих пор. Поэтому никто не может ответить, сохранятся ли доходы бюджета в том же размере, какими они были при НДПИ. Для нефтяников НДД не всегда выгоден. Известны многочисленные примеры, когда пилотное введение НДД отвергалось самими нефтяниками ввиду того, что оно было невыгодно на новых месторождениях», — сказал он.

2018 год принесет изменения в области законодательства Российской Федерации. Прежде всего, они коснутся налоговой сферы. Если быть конкретнее, реформе подвергнется:

  • существующий порядок начисления налога на добавленный доход (НДД) нефтедобывающих компаний;
  • порядок уплаты;
  • его размеры.

Законопроект, предусматривающий нововведения, может быть принят до конца текущего года. Сами же поправки вступят в силу лишь в следующем, 2018 году

Изменения в порядке начисления НДД направлены на снятие ряда льготных мер по отдельным месторождениям. Соответственно, ставки, с которых рассчитывается налог, будут приведены к базовым значениям.

Налог на добавленный доход в нынешней редакции закона пока существенно ограничивает Минфин РФ, но новый порядок его формирования может дать министерству право ликвидировать пошлину на экспортную российскую нефть. Специалисты считают, что такие новации могут пополнить федеральный бюджет на сумму в 600 млрд. рублей.

По итогам совещания под руководством Аркадия Дворковича, Министерство финансов получило предписание подготовить до 1 октября 2017 года проект закона, предусматривающего переход на новый порядок исчисления НДД. Тогда уже в 2018 году государство сможет ввести его в действие.

Протокол совещания позволяет сказать, что его участники смогли разрешить ряд довольно непростых противоречий, затрагивающих общегосударственные интересы и интересы самих нефтяников.

Так, например, может быть закончен длительный спор между Минфином и нефтедобывающими корпорациями относительно порядка взимания налога с денежного оборота каждого конкретного месторождения, а не с общего объема выкачанной и экспортированной нефти. С принятием пакета изменений в Налоговый кодекс эта проблема, возможно, утратит свою актуальность.

Проект реформы носит локальный характер и не предполагает глобальных изменений

Нынешние ставки пошлины на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизятся, но сам налог останется.

Основной целью внедрения НДД является лишь замена льгот в области экспорта нефти и ставок на добычу ископаемых для так называемых «гринфилдов» (новых участков нефтедобычи)

Кроме того, планируется распространить – в порядке эксперимента реформу на «браунфилды», то есть давние участки добычи с совокупным объемом добычи, составляющим 15 млн. тонн и меньше.

По сути, государство предлагает нефтяной отрасли своеобразный обмен: мы отменяем льготы, но вводим новый порядок расчета налога на добавленный доход с целым рядом послаблений. Подобный шаг в существующих экономических условиях для государства вполне оправдан.

Отменяя экспортную пошлину на нефть и заменяя ее НДД вместе с НДПИ, Минфин находит дополнительный источник финансирования бюджета.

Организационные и технические моменты

Одним из важных моментов спора нефтяников и власти была также возможность в добровольном порядке переходить на работу по новым правилам. Минфин хотел распространить реформу на все месторождения, где сейчас существует льготный порядок налогообложения, кроме тех, к кому до 2016 года уже применялись экспортные льготы.

Вице-премьер Дворкович выступил в защиту нефтяников, поэтому проект закона предусматривает возможность компаниям на протяжении всего 2018 года в добровольном порядке и самостоятельно решить данный вопрос.

При этом льготный порядок осуществления добычи нефти по нынешним пошлинам можно будет оформить вплоть до конца 2017 года. И, как сообщает, издание «Коммерсантъ», в соответствующие органы уже подано примерно пятнадцать заявок.

Впрочем, часть экспертов считает, что работники «нефтянки» с принятием нового налога, на самом деле, выиграют не так много

Ведь если государство отменит пошлину, то компании данной отрасли волей-неволей перейдут на измененный НДД, поскольку пользование льготным порядком ведения деятельности обессмыслится.

Наряду с перечисленными вопросами, стороны дискутировали также по вопросам техническим.

Так, например, было согласовано решение о пороговом значении выработки браунфилдов, начиная с которых, эти участки подпадают под действие реформы: это месторождения, разработанные от 20 до 80% (хотя изначально позиция Минфина базировалась на 25%-ом нижнем барьере).

Также Дворкович обязал профильное министерство озаботиться разработкой особого способа начисления НДД для самых молодых месторождений Западной Сибири, которые выработаны не более чем на 5%. Однако, как утверждает «Коммерсантъ», данный вопрос лоббируется компанией «ЛУКОЙЛ», пытающейся добиться льгот по НДД на месторождениях «Имилорское» и им.

Шпильмана, которые сегодня работают без всяких преференций. Эксперты ожидают, что решение вопроса не принесет желаемого результата нефтяной компании. Ведь принятие подобного закона прямо противоречило бы целям реформы, а именно – не допускать избирательных послаблений в отношении отдельных корпораций.

И все же между представителями госвласти и лидерами нефтяной отрасли остается ряд спорных и нерешенных вопросов:

  • во-первых, не ясно как будет формироваться налоговая база по новому НДД. Представители нефтяников хотят взять за основу конкретное месторождение, тогда как властные структуры видят в этом качестве лицензионный участок. Пока Минфин прорабатывает эту проблему на предмет возможных альтернативных решений;
  • во-вторых, неконкретизирован совокупный объем добычи нефти для браунфилдов, желающих участвовать в пилотном проекте налоговой реформы. Сторонами называются цифры в 10 и 15 миллионов тонн, но официального решения пока нет. Министерству поручено просчитать оба варианта и представить итоговое решение по данному вопросу вместе с окончательным вариантом законопроекта. Это значит, что у специалистов учреждения есть срок до октября нынешнего года.

В заключение можно сказать:

  1. Законопроект, предусматривающий реформу НДД, имеет все шансы для реализации.
  2. Это выгодно государству, так как позволяет разделить условия разработки конкретных месторождений и экспортную пошлину и, а впоследствии – и вовсе отменить последнюю.
  3. Не ухудшится и положение нефтяников. В ближайшей перспективе компаниям данной отрасли, так или иначе, но придется столкнуться с дополнительными и незапланированными расходами. Однако, соглашаясь на работу по новому НДД, они получат «прозрачную» и понятную систему налогообложения.
  4. С другой стороны, следует прислушаться к мнению аналитиков. Ряд специалистов настроен весьма скептически, ведь на какое-то время пополнения в госказну уменьшатся. Между тем, наполняемость федерального бюджета уже сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому любые действия и реформы, которые – пусть даже в теории – могут еще больше его сократить, будут всячески оттягиваться и переноситься.

Видео-новость

Правительство одобрило реформу налогового законодательства для нефтяной отрасли, которая заработает в 2019 году. Доходы бюджета от введения нового налога, по оценке Минэнерго, составят почти 1 трлн руб.

Михаил Абызов (Фото: Станислав Красильников / ТАСС)

Законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли был одобрен правительством, рассказал журналистам министр Михаил Абызов, передает корреспондент РБК. Предполагается, что новый налоговый режим будет одобрен Госдумой в первом квартале 2018 года и вступит в силу с 1 января 2019 года, говорится в сообщении Минэнерго.

«Для отрасли это важный шаг, который позволит решить проблему поддержания уровня добычи в соответствии со стратегическими документами в условиях постоянно ухудшающегося качества минерально-сырьевой базы, в том числе с акцентом на зрелые месторождения в Западной Сибири. Новый налоговый режим учитывает как интересы отрасли, так и бюджета», — отметил первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

Инициатива была одобрена «с учетом доппоручений по итогам совещания [у премьер-министра Дмитрия Медведева] в Ханты-Мансийске», — сказал Абызов. На совещании по развитию нефтяной отрасли и ее налоговому стимулированию с участием Медведева и глав нефтяных компаний, которое состоялось 21 ноября в ХМАО, министр энергетики Александр Новак позволит получить в 2019-2035 годах бюджетные отчисления почти на 1 трлн руб. и принесет 100 млн т дополнительной добычи нефти по сравнению с текущими объемами на проектах-пилотах (в 2016 году добыча на этих участках составила 14,7 млн т).

Нефтяные компании сейчас платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины. Эти налоги взимаются с выручки компаний. Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на добавленный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Переход на эту систему носит добровольный характер.

Налоговая реформа с введением НДД обсуждается минимум с 2012 года, но из-за разногласий Минфина и Минэнерго несколько раз откладывалась. В понедельник, 20 ноября, Текслер , что ведомства не успевают внести законопроект об НДД в Госдуму, чтобы он заработал с 1 января 2018 года, поэтому начало эксперимента перенесли на 2019 год. ​На совещании во вторник Новак заявил, чтоу​же сформирован перечень пилотных проектов по НДД в Западной Сибири из 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.

Как следует из письма Текслера в Минфин от 20 октября (копия есть у РБК, источник в правительстве подтвердил его подлинность), 15 из 35 пилотных проектов достались «Роснефти». Большинство из них находится в ХМАО, и только участки «Газпром нефти» — в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно письму Текслера, совокупный уровень добычи по участкам «Роснефти» в 2016 году составил 6,13 млн т, ЛУКОЙЛа (семь участков) — 2,73 млн т, «Сургутнефтегаза» (шесть участков) — 2,32 млн т, «Газпром нефти» (четыре участка) — 2,77 млн т. В эксперимент также попали один участок «РуссНефти» (добыча в 2016 году составила 0,067 млн т) и два участка независимых компаний с совокупным объемом добычи 0,74 млн т нефти.

Ранее газета « » и источники РБК , что переход на НДД сильно зависит от позиции «Роснефти». Но в итоге «Роснефть» по НДПИ для одного из своих крупнейших месторождений — Самотлора — в размере 350 млрд руб. за десять​ лет. Взамен компания обязалась увеличить добычу на 50 млн т за этот срок (на 5 млн т ежегодно). А трем крупнейшим после «Роснефти» нефтяным компаниям (ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть»), которые добивались аналогичных льгот для своих обводненных месторождений, было отказано. Минфин , чтобы оценить эффект от льгот для Самотлора. ​

В ближайшие три—пять лет введение НДД принесет меньше выпадающих доходов для бюджета, чем если бы правительство одобрило льготы по обводненным месторождениям для всех желающих компаний, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. А в дальнейшем доходы бюджета увеличатся, считает он. К тому же, по мнению Полищука, в среднесрочной перспективе НДД для нефтяников выгоднее, чем точечные льготы.

Если эксперимент оправдает себя, то НДД будет понятным механизмом налогообложения по всей отрасли, позволяющим прогнозировать инвестиции в разного рода проекты, вне зависимости от региона и обводненности месторождения, заключает эксперт.

По мнению главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, механизм налога на дополнительный доход, хотя и является более прогрессивным, не отменяет необходимость льгот. Пока речь идет о применении НДД только к ограниченному количеству проектов, напоминает он: решение же объективно существующих проблем сверхвысокого налогообложения отложено.

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) в ближайшее время будет внесён правительством России в Госдуму. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума сообщил министр энергетики Александр Новак.

По его словам, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича проект был одобрен. Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи сырья за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с добычей не более 15 млн т.

Сейчас в правительстве на рассмотрении находятся два законопроекта, которые, по сути, дают льготы низкорентабельным месторождениям нефти для стимуляции их добычи.

Как сообщалось, на Гайдаровском форуме министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что, в ведомстве выступают за срочную замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД).

p.s.

Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.

«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «РОСНЕФТИ» И ОТВЕТ МИНФИНА

По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.

В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.

В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.

«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова. И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.

И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННЫЙ ДОХОД

НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. Переход на НДД обсуждается уже несколько лет.

Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета. НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже.

Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие. Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе.

То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

КАК НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ СЕЙЧАС

НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки.

Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам.

Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов. Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются.

Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СБОРАМИ С ОТРАСЛИ СЕЙЧАС

Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января.

В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.

Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

Из-за высоких рисков для бюджета и нефтяной отрасли разумнее было бы унифицировать льготы по НДПИ, нежели вводить налог на добавленный доход

В конце августа правительство поручило Минфину временно скорректировать норму Бюджетного кодекса, по которой новые налоговые законы должны быть приняты не менее чем за месяц до внесения в Думу проекта федерального бюджета (1 октября). Это позволит уже с 2018 года ввести налог на добавленный доход (НДД), который, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. НДД будет действовать на западносибирских месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» с общей добычей около 7 млн т: эти компании подали заявки на участие в пилотном проекте.

Стимул для расходов

Конфигурация НДД активно обсуждалась Минфином и Минэнерго в течение последних двух лет. В апреле реформа наконец была одобрена правительством. Однако в последний момент ее чуть было не сорвала еще одна налоговая новация: в июне Минэнерго внесло в правительство законопроект, по которому «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» могут получить право платить лишь половину НДПИ с добычи на обводненных месторождениях. Категорически против выступил Минфин: по его оценке, в случае принятия законопроекта федеральный бюджет в 2018 году потеряет свыше 150 млрд руб. доходов. В итоге решение по льготам не было принято.

Впрочем, риск снижения бюджетных доходов есть и в случае внедрения НДД. Базой для его взимания станет прибыль, а потому у компаний будут стимулы ее занижать. В Великобритании, где также действует НДД, эта проблема получила название gold plating («золочение»): компании стремятся раздувать издержки, правда, там с этим борются не только налоговики, но и акционеры, дивиденды которых зависят от рентабельности добычи. В России у акционеров зачастую мало реальных рычагов воздействия на менеджмент, причем не только у миноритарных, но даже у мажоритарных. Свидетельство тому — безуспешные попытки Росимущества заставить «Роснефть» направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО — по итогам 2016 года компания согласилась заплатить лишь 35%.

Внедрение НДД будет сопровождаться отменой экспортных пошлин, поэтому реформа несет с собой еще один риск — снижение рентабельности нефтепереработки. Сейчас к пошлинам привязана внутрироссийская цена на нефть: она рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и затраты на транспортировку. В случае отмены пошлин цена на нефть автоматически вырастет, что ударит по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Обнулится и таможенная субсидия (разница между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты), за счет которой НПЗ удается экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.

В ответ Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть: НПЗ смогут получать вычет на сумму акциза, которую добывающие компании будут выставлять при продаже нефти. Однако размер компенсации переработчикам придется ежегодно выторговывать при утверждении бюджета, и не факт, что она не будет быстро отменена. На практике Минфин не очень благосклонен к любым компенсациям: например, в 2016 году правительство пошло на повышение НДПИ, но при этом отказалось от запланированного ранее снижения пошлин с 42 до 36% — рост налоговой нагрузки компаниям ничем тогда компенсирован не был. Наконец, реформа несет с собой еще один риск — сосуществования в отрасли двух налоговых режимов, что вряд ли добавит удобства как компаниям, так и регуляторам.

Другой путь

Впрочем, это не означает, что от изменений в налогообложении нефтянки следует полностью отказаться. Решения требует вопрос бессистемной выдачи льгот по НДПИ — на это отчасти и направлена реформа. За 2007-2015 годы доля льгот в сборах НДПИ выросла с 2 до 16% (оценка VYGON Consulting). Сюда относятся льготы и для шельфа, и для высоковязкой нефти, и для истощенных месторождений, и для трудноизвлекаемых запасов. Унифицировать их выдачу поможет автоматизация сбора информации с добывающих скважин. Такая автоматизация, к примеру, была проведена в алкогольной отрасли: с 2005 года информация о каждой произведенной в стране бутылке любого алкогольного напитка фиксируется в ЕГАИС.

Отменять нужно и экспортные пошлины, поскольку они консервируют отсталость российской нефтепереработки. Однако делать это надо лишь после 2021 года: к тому моменту, по данным Минэнерго, большинство компаний закончит программу модернизации НПЗ, потому им проще будет сохранить рентабельность в новых условиях. Постепенное обнуление пошлин вкупе с систематизацией льгот по НДПИ сделает систему налогообложения отрасли более нейтральной, при этом Минфин сможет минимизировать риск выпадения бюджетных доходов. В случае же с НДД этого риска не избежать, а потому эксперимент с его внедрением вряд ли окажется для отрасли последним.



Copyright © 2024 Бизнес. Оформление. Расчеты. Рентабельность. Увольнение.