Какие совокупности можно выделить в колледже. Предмет статистики
Объектом любого статистического исследования является статистическая совокупность.
Статистическая совокупность – группа, состоящая из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени и обладающих признаками сходства и различия.
Свойства статистической совокупности : 1) однородность единиц наблюдения 2) определенные границы пространства и времени изучаемого явления
Объектом статистического исследования в медицине и здравоохранении могут быть различные контингенты населения (население в целой или его отдельные группы, больные, умершие, родившиеся), лечебно-профилактические учреждения и др.
Статистическая совокупность состоит из отдельных, единичных наблюдений.
Единица наблюдения – каждый первичный элемент, составляющий статистическую совокупность и являющийся носителем признаков, подлежащих учету. Единица наблюдения определяется целью и задачами статистического исследования, а также избранным объектом изучения (при изучении больничной летальности единицей наблюдения будет больной, умерший в стационаре)
Единицы наблюдения имеют признаки сходства и различия. Признаки сходства служат Основанием для объединения единиц наблюдения в совокупность . Признаки, по которым различаются элементы статистической совокупности, подлежат регистрации и называются Учетными признаками , которые могут быть:
А) Качественными (атрибутивные, описательные: пол, профессия, нозологическая форма заболевания) и Количественными (выраженны числом: масса тела, рост, возраст, продолжительность болезни).
Б) по роли в изучаемой совокупности – Факторные (признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них признаки) и Результативные (признаки, зависящие от факторных). С изменением величины факторного признака происходит изменение результативного (с увеличением возраста ребенка увеличивается его рост)
Различают два вида статистической совокупности :
А) генеральная совокупность – совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных границ или может ограничиваться другими признаками (полом, возрастом и др.) в зависимости от цели исследования.
Б) выборочная совокупность – часть генеральной, отобранная специальным (выборочным) методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности.
Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности:
1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обеспечить равную возможность для всех элементов исходной совокупности быть охваченными наблюдением.
2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отражать явление, т. е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.
Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:
1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т. е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:
а. быть достаточной по численности
б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)
2) при ее формировании должен соблюдаться Основной принцип формирования выборочной совокупности : равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.
Способы формирования статистической совокупности:
1) случайный отбор – отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т. д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.
2) механический отбор – единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т. д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.
3) типический (типологический) отбор – предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.
4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор – предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т. д.)
5) комбинированные способы – сочетание различных способов формирования выборочной совокупности.
РАЗДЕЛ I
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ
ГЛАВА 1 . СТАТИСТИКА КАК НАУКА
1.1. Методические указания
Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.
Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.
При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.
Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в которых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.
Понятие статистики. Статистика, вернее ее методы исследования, широко применяется в различных областях человеческих знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.
Настоящий курс посвящен теории статистики социально-экономических явлений.
Авторы большинства современных отечественных вузовских учебников по теории статистики (общей теории статистики) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.
Предмет статистики. При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение предмета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содержания статистической науки, отличающих ее от других социально-экономических наук, а также от математики. Вопросы предмета и метода статистики являются исходными, с них начинается первое знакомство с основами статистической науки.
В процессе изучения данной темы важно уяснить, что статистика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, может выступать множество коммерческих банков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.
Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности .Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерческих банков наряду с качественной определенностью (принадлежностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работающих, сумме активов и т.д.
Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.
Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существует вариация признаков. Она обусловлена различным сочетанием условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к труду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необходимость статистики. Необходимо помнить, что вариация признака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.
Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.
Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистическими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом.
Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличается от математики?
Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени. При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.
При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.
Теоретические основы статистики как науки. Теоретическую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются основные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность.
При изучении данного вопроса важно уяснить, что статистические совокупности обладают определенными свойствами, носителями которых выступают единицы совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.
Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, например общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.
Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.
Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая
закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных законов, выражая каузальные отношения.
Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.
Сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.
Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.
Метод статистики. Статистика как наука выработала приемы и способы изучения массовых общественных явлений, зависящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых статистика изучает свой предмет, образуют статистическую методологию.
Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих характеристик и выявлении закономерностей в общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:
- статистическое наблюдение;
- сводка и группировка результатов наблюдения;
- анализ полученных обобщающих показателей.
Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясняемые содержанием выполняемой работы.
Познавательные задачи статистики. Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформулировать следующие ее задачи. Это изучение:
Уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;
Взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;
Динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.
Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отраслей, выделившихся в процессе развития, и общая теория статистики является методологической основой, ядром всех отраслевых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие понятия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономических явлений.
1.2. Задачи и упражнения
1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) почему статистика является общественной наукой?
б) почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) почему статистика изучает массовые явления?
г) почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
а) количество работников на фирме;
б) родственные связи членов семьи;
в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;
д) этажность жилых помещений;
е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
б) потребительский рынок;
в) промышленность;
г) транспорт и связь.
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.
1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенденциях ее изменения?
1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:
а) численность населения страны;
б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
д) процент выполнения плана реализованной продукции;
е) число посадочных мест в самолете;
ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего;
б) балл успеваемости;
в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);
д) национальность;
е) состояние в браке.
1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:
б) использования денежных доходов населения;
в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:
а) численности населения;
б) производства отдельных видов продовольственных товаров;
в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.
1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
1.24. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?
1. Практические занятия. По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:
а) предмет статистики;
б) метод статистики;
в) отрасли статистической науки и задачи статистики в условиях рыночной экономики.
В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статистической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рассмотрены вопросы о значении теории познания как методологической основы статистической науки и о специфических особенностях статистического метода. В последнем пункте плана семинара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории статистики как отрасли статистической науки.
Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытывают значительные затруднения в выступлениях на первых занятиях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-нибудь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.
Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарских занятий обязательной для всех. В зависимости от конкретных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределения докладов между студентами.
2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.
3. Аудиторная контрольная работа. По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких ответов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое статистическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построенные на основании и трактовке конкретного статистического материала. В частности, студентам рекомендуется предложить систему показателей, характеризующих население, например, страны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.
Тема 1. Предмет и метод статистической науки.
1. Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
2. Укажите, какие совокупности можно выделить для статистического изучения в торговле?
3. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу?
4. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность спортсменов?
5. Какими количественными и качественными признаками можно охарактеризовать население г.Ярославля?
Тема 2. Статистической наблюдение.
1. Формы организации и виды статистического наблюдения.
2. Подготовка статистического наблюдения.
3. Ошибки статистического наблюдения.
Практическое задание.
1. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования посетителей кафе; б) обследования уровня квалификации работников торгового предприятия; в) обследования выпускников учебного заведения. г) переписи торговых предприятий.
2. Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей размер товарооборота нескольких известных Вам универмагов в расчете на одно рабочее место и на один квадратный метр площади торгового зала.
Темы рефератов
1. Задачи и основные направления развития методов статистического наблюдения.
2. Основные направления использования статистической информации в современном обществе.
3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
Практическое задание.
1. Имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, млн. рублей:
№ п/п | Розничный товарооборот | Сумма издержек обращения |
30,0 34,0 46,0 30,9 15,9 25,2 42,0 26,0 16,4 34,8 37,0 28,6 18,7 39,0 36,0 36,0 25,0 38,5 44,0 37,0 27,0 35,0 40,0 25,0 24,0 |
Для выявления зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему розничного товарооборота, образовав четыре группы с равными интервалами.
По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:
1) число предприятий;
2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие;
3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие;
4) относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему розничного товарооборота).
Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.
2. Методом аналитической группировки установите наличие и характер связи между численностью промышленно-производственного персонала и выпуском продукции на одно предприятие по следующим данным (Образуйте пять групп с равными интервалами, результаты оформите в виде рабочей и аналитической таблицы):
Тема 4. Статистические величины.
1. Сущность, значение и классификация статистических показателей.
2. Понятие о системах статистических показателей.
3. Статистические таблицы.
4. Основные виды графиков.
Практическое задание.
1. Укажите, какие виды относительных величин можно вычислить по следующим данным:
2. Определите по следующим данным степень выполнения плана по выпуску продукции цехом, используя метод условно-натурального измерения.
По данным предыдущей задачи постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп предприятий с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения
Темы рефератов
1. Системы показателей уровня жизни.
2. Система статистических показателей сферы услуг
3. Развитие системы показателей региональной статистики.
4. Система показателей гендерной статистики.
5. Система показателей, характеризующих положений детей в Российской Федерации.
Тема 5. Средние величины и показатели вариации.
Практическое задание.
1. Рассчитайте характеристики ряда распределения, полученного в задаче № 1 темы 3: среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.
Тема 6. Статистическое изучение динамики
1. Понятие и классификация рядов динамики.
2. Правила построения рядов динамики.
3. Показатели анализа рядов динамики.
4. Структура ряда динамики. Проверка ряда на наличие тренда.
5. Анализ сезонных колебаний.
Темы рефератов
1. Проблемы реконструкции российской статистики за длительный период.
2. Статистика в работах западных советологов: темпы экономического роста СССР.
3. Альтернативные оценки динамики российской экономики.
4. Система показателей конъюнктуры рынка.
Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей.
1. Роль статистики в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения взаимосвязей.
2. Задачи статистического моделирования.
3. Корреляционный и регрессионный методы анализа связи.
4. Непараметрические методы оценки связи.
Темы рефератов
1. Взаимосвязь социально-экономических показателей и результатов голосования.
2. Нетрадиционные приложения статистических методов (теория катастроф).
3. Применение математико-статистических методов анализа взаимосвязей.
Москва, 2003
Статистики как наука.............................................................................. |
||
Теория статистического наблюдения................................................... |
||
Сводка и группировка........................................................................... |
||
Статистические таблицы...................................................................... |
||
Графическое изображение статистических данных........................ |
||
Формы выражения статистических показателей............................ |
||
Показатели вариации и анализ частотных распределений........... |
||
Выборочное наблюдение........................................................................ |
1. Статистики как наука
1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.
1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.
1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:
а) Почему статистика является общественной наукой?
б) Почему статистика изучает количественную сторону общественных явлений в связи с их качественным содержанием?
в) Почему статистика изучает массовые явления?
г) Почему каждое статистическое исследование должно опираться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?
1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:
а) количество работников на фирме; б) родственные связи членов семьи; в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика Сбербанка; д) этажность жилых помещений; е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?
1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?
1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
б) потребительский рынок; в) промышленность; г) транспорт и связь.
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Госкомстата России “Статистическое обозрение” или статистические ежегодники Госкомстата России.
1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.
1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенденциях ее изменения?
1.15. Какими признаками - прерывными или непрерывными -
являются:
а) численность населения страны; б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении; д) процент выполнения плана реализованной продукции; е) число посадочных мест в самолете; ж) урожайность зерновых культур, в центнерах с га.
1.16. К каким видам (качественным или количественным) следует отнести следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.); д) национальность; е) состояние в браке.
1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким качественным и количественным признакам.
1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите данные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.
1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:
в) производственных инвестиций по отраслям экономики.
1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:
а) численности населения; б) производства отдельных видов продовольственных товаров; в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки - общей теории статистики.
1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
1.24. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в
2. Теория статистического наблюдения
2.1. Внимательно рассмотрев и сопоставив копии формуляров переписей населения за различные годы между собой, ответьте на следующие вопросы:
а) к какому виду относится каждый из них?
б) дайте определение объекта каждой из переписей; в) в чем заключаются различия в программах этих переписей?
г) в чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
д) укажите различия в постановке вопросов о семейном положении; е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке
вопросов о занятиях населения в этих переписях?
ж) чем еще между собой различаются формуляры переписей?
з) имеются ли в переписном листе переписи населения подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные).
2.2. Заполните формуляр переписи населения данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент. Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.
2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения. Результаты классификации представьте в виде следующей таблицы:
2.4. Перечислите вопросы переписного листа переписи населения, ответы на которые нужно дать в форме чисел.
2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи почтовых отделений связи; б) переписи торговых предприятий; в) переписи научных учреждений;
г) переписи коммерческих банков; д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений
здравоохранения; е) переписи школ;
ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?
2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
а) фермерских хозяйств; б) жилого дома (для жилищной переписи); в) вуза; г) библиотеки; д) театра;
е) совместного предприятия.
2.7. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении:
а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
в) обследование студентов вуза с целью изучения бюджета времени?
2.8. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу:
а) обследования детских садов; б) обследования фирм, выпускающих детское питание;
в) обследование автозаправочных станций.
2.9. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме; б) численный состав семьи; в) родственные связи членов семьи; г) пол и возраст человека.
2.10. Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студентов вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 1998г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
2.11. Торговая фирма “Партия” поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио и видео техники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.
2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
а) объект и единицу наблюдения; б) признаки, подлежащие регистрации; в) вид и способ наблюдения;
г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
д) составить организационный план обследования; е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и его
результаты представить в виде таблиц.
2.13. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу
и формуляр данного обследования.
2.14. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 1.01.1998г., а также организационный план этого наблюдения.
2.15. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.
2.16. В 1994г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?
2.17. В 1994г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?
2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?
2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?
2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала читателям анкету
с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?
2.21. При проведении в 1994г. микропереписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основании ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?
2.22. Во время Всесоюзной переписи населения 1989г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?
2.23. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.
2.24. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.
2.25. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна; б) пол - мужской; в) возраст - 5 лет;
г) состоит ли в браке в настоящее время - да; д) национальность - русская; е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное; з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?
2.26. В одном из переписных листов переписи населения, имевший критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 февраля 1994г. были произведены следующие записи:
а) фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович; б) пол - мужской; в) возраст - 50 лет, родился в 4 месяце 1925г.;
г) состоит ли в браке в настоящее время - нет; д) национальность - русский; е) образование - среднее;
ж) место работы - ателье верхней одежды; з) занятие по этому месту работы - бухгалтер; и) общественная группа - рабочий.
Укажите какие из ответов не согласуются между собой?
2.27. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада:
а) всего детей в детском саду - 133; б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в
младших группах 58; в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.
Если Вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?
2.28. Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствиям между числами, которые вы
2.29. Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15 января.
Счетчик пришел:
1) в семью № 1 - 17 января. В этой семье 16 января умер человек. Как должен поступить счетчик: а) не вносить сведения об умершим в переписной лист; б) внести с отметкой о смерти; в) внести без отметки о смерти;
Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений, сферы потребительского рынка, крестьянских хозяйств, строительного производства.
Ответ
Можно выделить следующие статистические совокупности кредитных учреждений: по наличию собственного капитала, по объемам привлеченных ресурсов, по объемам валютных операций, по объемам предоставленных кредитов, по объемам банковских (депозитных) вкладов.
Статистические совокупности сферы потребительского рынка: по объемам розничной и оптовой торговли, по услугам населения, продовольственные и непродовольственные товары.
Статистические совокупности крестьянских хозяйств: по объемам сельскохозяйственных земель, по численности крестьянских хозяйств, по объемам имеющегося поголовья.
Статистические совокупности строительного производства: по объему выполненных строительно-монтажных работ; по введенной в действие общей площади жилых домов, в том числе за счёт жилищно-строительных кооперативов, средств населения, государственными предприятиями, арендными предприятиями, акционерными обществами и другими организациями; введено в действие общеобразовательных школ, больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений; водопроводов, канализации, газовых и тепловых сетей; по объёмам работ, выполненных по договорам строительного подряда.
Задание 2
Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи:
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека?
Ответ
а) Каков общее количество работников на фирме? Какое количество работников относится к высшему руководящему состав? Каков стаж работников фирмы?;
б) Каков численный состав семьи? Какое число детей в семье?
в) Каковы родственные связи членов семьи? Сколько близких родственников проживает в семье?;
г) Каков ваш пол? Какой ваш возраст человека?
Задание 3
Известны следующие данные по основным показателям деятельности крупнейших банков одной из областей Российской Федерации (данные условные)
млн. руб.
№ п/п |
Сумма активов |
Собственный капитал |
Привлеченные ресурсы |
Балансовая прибыль |
Ссудная задолжен-ность |
|
645,6 |
12,0 |
27,1 |
30,8 |
|||
636,9 |
70,4 |
56,3 |
12,6 |
25,7 |
||
629,0 |
41,0 |
95,7 |
38,4 |
13,3 |
26,4 |
|
619,6 |
120,8 |
44,8 |
38,4 |
25,3 |
||
616,4 |
49,4 |
108,7 |
13,4 |
15,0 |
20,9 |
|
614,4 |
50,3 |
108,1 |
30,1 |
19,1 |
47,3 |
|
608,6 |
70,0 |
76,1 |
37,8 |
19,2 |
43,7 |
|
601,1 |
52,4 |
26,3 |
41,1 |
29,1 |
||
600,2 |
42,0 |
46,0 |
56,1 |
|||
600,0 |
27,3 |
24,4 |
39,3 |
13,1 |
24,9 |
|
592,9 |
72,0 |
65,5 |
16,7 |
39,6 |
||
591,7 |
22,4 |
76,0 |
40,5 |
59,6 |
||
585,5 |
39,3 |
106,9 |
45,3 |
44,9 |
||
578,6 |
70,0 |
89,5 |
11,2 |
32,2 |
||
577,5 |
22,9 |
84,0 |
12,8 |
19,3 |
45,1 |
|
553,7 |
119,3 |
89,4 |
44,7 |
19,4 |
24,5 |
|
543,6 |
49,6 |
93,8 |
31,1 |
|||
542,0 |
88,6 |
26,7 |
32,2 |
37,1 |
||
517,0 |
43,7 |
108,1 |
20,3 |
23,1 |
||
516,7 |
90,5 |
25,2 |
12,2 |
15,8 |
Постройте группировку коммерческих банков в целях выяснения взаимосвязи между показателями привлеченных ресурсов, объемом вложений в государственные ценные бумаги и ссудной задолженностью от результатов деятельности банков (показатель, выражающий результаты деятельности банков определите самостоятельно).
Решение
Сгруппируем заводы по балансовой прибыли, млн. руб. Определим размах вариации по формуле:
R = Х max – Х min = 44,7 – 8,1 = 36,6 млн. руб.
Количеством интервалов принимаем равным 5. Определим величину интервала
i = R/5 = 7,32 млн. руб.
Строим вспомогательную таблицу:
Балансовая прибыль |
Привлеченные ресурсы |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Ссудная задолженность |
|
I 8,1 – 15,42 |
8,1 9,5 13,4 9,3 8,6 8,4 12,8 8,8 12,2 |
27,1 56,3 108,7 46,0 65,5 89,5 84,0 93,8 25,2 |
3,5 12,6 15,0 5,2 16,7 11,2 19,3 5,7 |
30,8 25,7 20,9 56,1 39,6 32,2 45,1 31,1 15,8 |
II 15,42 – 22,74 |
20,3 |
108,1 |
23,1 |
|
III 22,74 – 30,06 |
||||
IV 30,06 – 37,38 |
30,1 32,2 |
108,1 26,7 |
19,1 |
47,3 37,1 |
V 37,38 – 44,7 |
38,4 38,4 37,8 41,1 39,3 40,5 45,3 44,7 |
95,7 44,8 76,1 26,3 24,4 76,0 106,9 89,4 |
13,3 4,4 19,2 3,7 13,1 7,5 6,7 19,4 |
26,4 25,3 43,7 29,1 24,9 59,6 44,9 24,5 |
Группа банков по балансовой прибыли |
Кол-во значений признака (частота) |
Балансовая прибыль |
Привлеченные ресурсы |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Ссудная задолженность |
||||
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
Всего |
Среднее значение |
||
I 8,1 – 15,42 |
91,1 |
10,12 |
596,1 |
66,23 |
98,9 |
10,99 |
297,3 |
33,03 |
|
II 15,42 – 22,74 |
20,3 |
20,3 |
108,1 |
108,1 |
23,1 |
23,1 |
|||
III 22,74 – 30,06 |
|||||||||
IV 30,06 – 37,38 |
62,3 |
31,15 |
134,8 |
67,4 |
26,9 |
13,45 |
84,4 |
42,2 |
|
V 37,38 – 44,7 |
325,5 |
40,69 |
539,6 |
67,45 |
87,3 |
43,65 |
278,4 |
34,8 |
|
Итого |
499,2 |
24,96 |
1378,6 |
6,93 |
221,4 |
11,07 |
683,2 |
65,4 |
Таким образом, в представленной группировке банков по балансовой прибыли наибольшее число банков имеет минимальную величину балансовой прибыли – 9 банков и они образовали первую группировку от 8,1 до 15,42 млн. руб. В то же время они обладают наибольшей величиной привлеченных ресурсов – 596,1 млн. руб. Эти же банки обладают и наибольшей величиной объемов вложений в государственные ценные бумаги (в сумме 98,9 млн. руб.) и судной задолженности – 297,3 млн. руб. Во вторую группу (балансовая прибыль от 15,42 до 22,74 млн. руб.) попал всего 1 банк с балансовой прибылью 20,3 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 108,1 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги – 8,3 млн. руб., ссудной задолженностью 23,1 млн. руб. Третью группу банков (балансовая прибыль от 30,06 до 37,38 млн. руб.) образуют 2 банка с общей величиной балансовой прибылью 62,3 млн. руб., привлеченными ресурсами в сумме 134,8 млн. руб., объемом вложений в государственные ценные бумаги 87,3 млн. руб., ссудной задолженностью 84,4 млн. руб. Пятую групп образует 8 банков с наибольшей величиной балансовой прибыли, общая величина которой составила 325,5 млн. руб., среднее значение 40,69 млн. руб., величиной привлеченных ресурсов 539,6 млн. руб., объемом государственных вложений 87,3 млн. руб., ссудной задолженности 278,4 млн. руб.
Задание 4
Разработайте макеты таблицы для характеристики:
Решение
а) населения РФ по полу и возрасту;
Возраст |
Пол |
|
Мужчины |
Женщины |
|
0 – 1 год |
||
1 год – 10 лет |
||
10 лет – 18 лет |
||
18 лет – 25 лет |
||
25 лет – 35 лет |
||
35 лет – 50 лет |
||
50 лет – 60 лет |
||
60 лет – 70 лет |
||
Старше 70 лет |
б) наиболее ликвидных акций на внебиржевом рынке;
Группы компаний |
Акции |
||
Малоликвидные |
Среднеликвидные |
Высоколиквидные |
|
Энергетические компании |
|||
Сырьевые компании |
|||
Финансовые группы |
в) предприятий какой-либо отрасли;
Группа предприятий |
Финансовые результаты |
||
Товарооборот |
Величина запасов готовой продукции |
Численность работающих |
|
Текстильные предприятия |
|||
Обувные фабрики |
|||
Трикотажные предприятяи |
г) деятельности коммерческих банков;
Балансовая прибыль |
Объем вложений в государственные ценные бумаги |
Кредитные ресурсы |
Собственный капитал |
До 100 млн. руб. |
|||
До 1 млрд. руб. |
|||
Более 1 млрд. руб. |
д) деятельности страховых компаний России;
Таблица 2 Показатели деятельности страховых компаний по страхованию имущества предприятий от огневых и сопутствующих рисков в 2003 году.
Страховая компания |
Взносы, собранные в 2003 году, тыс. руб. |
Выплаты в 2003 г. , тыс. руб. |
Число действующих договоров |
Основные клиенты |
АльфаСтрахование |
||||
ГУТА-Страхование |
||||
МАКС |
||||
Нефтеполис |
||||
Национальная Страховая Группа (НСГ)* |
||||
ПАРИ |
||||
Природа |
||||
Прогресс-Гарант* |
||||
РЕСО-Гарантия |
||||
РОСНО |
||||
Стандарт-Резерв |
е) рынка государственных ценных бумаг.
Показатель |
Года |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Объем выпуска, предложенный Минфином России (эмиссия): ГКО, ОФЗ |
|||||
Объем размещения (по номиналу) ГКО, ОФЗ / трлн. руб |
|||||
Объем выручки от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб. |
|||||
Привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ / трлн. руб. |
Задание 5
Изобразите в виде квадратной и круговой диаграммы данные о числе крестьянских (фермерских) хозяйствах 1 января (в тыс.):
1993 |
1996 |
1999 |
2001 |
2002 |
182,8 |
280,1 |
270,2 |
261,7 |
265,5 |
Для построения квадратной диаграммы,
применяемой при сравнительном анализе, следует извлечь квадратные корни из сравниваемых величин статистических показателей, а затем построить квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.
При построении круговой диаграммы
значения показателей вначале делят на число π, т.е. 3,14, а затем из полученных величин извлекают квадратные корни и строят круги с радиусами, пропорциональными полученным результатам.
1993 |
1996 |
1999 |
2001 |
2002 |
13,52 |
16,74 |
16,43 |
16,18 |
16,29 |
7,62 |
9,44 |
9,27 |
9,13 |
9,19 |
Задание 6
Волжский автомобильный завод в мае 1996 г. превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованный машин за месяц.
Решение
Превышение плана на 10,6% дало сверхплановый выпуск автомобилей в количестве 5576 автомобилей, т.е. плановый выпуск автомобилей составит
Х = (5576 *100%)/10,6% = 52604 автомобилей.
Таким образом, в мае было выпущено всего с учетом сверхпланового выпуска 58180 (52604 + 5576) автомобилей.
Задание 7
В отделе заказов торговой фирмы занято трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определите средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу.
Решение
Прежде всего определим количество заказов для каждого из работников за рабочий день.
Первый работник на один заказ затрачивает 14 мин. – за 8 часов он примет
8*60/14 = 34 заказа
Второй работник затрачивает на заказ 15 минут – это за 8 часов составит:
8*60/15 = 32 заказа.
Третий работник затрачивает на оформление 1 заказа 19 минут. Это за 8 часовой рабочий день составит:
8*60/19 = 25 заказов.
По формуле средней арифметической взвешенной рассчитаем средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу:
минут
Таким образом, в целом по отделу на выполнение одного заказа одним работником уходит 16 минут.
Задание 8
Отношением уровней ряда динамики называется:
а) темп роста; б) абсолютный прирост.
Темп роста капитальных вложений в России за 5 лет показывает: в) на сколько млн. руб. возросли капитальные вложения; г) во сколько раз увеличился объем.
Ответ: 2) а, г
Задание 9
Имеются данные о месячной выработке продукции предприятиями:
Произведено Тыс. усл. ед. |
x’ |
x’*f |
(x’) 2 f |
x 2 *f |
|x –x’|*f |
|x –x’|* 2 f |
||||||||
До 10 |
||||||||||||||
10 – 20 |
2700 |
|||||||||||||
20 – 30 |
||||||||||||||
Свыше 30 |
2450 |
|||||||||||||
Итого |
Номер завода |
Изделие |
1994 |
1995 |
1996 |
|||||||||
Ро, т.р. |
qo, т |
q1, шт |
План |
Факт |
||||||||||
Рпл |
qпл |
|||||||||||||
КВ-12 |
1180 |
1300 |
1370, |
1410 |
||||||||||
ПХ-91 |
29,7 |
6800 |
30,1 |
6790 |
30,0 |
6600 |
28,7 |
6580 |
||||||
КВ-12 |
14,5 |
4000 |
13,8 |
3500 |
13,9 |
3540 |
15,0 |
36,80 |
||||||
АТ-48 |
37,8 |