Партнеры. Новые формы и титульные спонсоры клубов бундеслиги Титульные спонсоры футбольных клубов

«Байер»

Единственным клубом, вступившим в новый сезон без титульного спонсора, является «Байер». Руководство «аспириновых» до сих пор не договорилось о подписании контракта с новым титульным спонсором, и переговоры, по словам генменеджера леверкузенского клуба Вольфганга Хольцхойзера, с трудом, но продолжаются. Впрочем, совсем без рекламы майка от Adidas в первых матчах сезона не останется: «Байер» будет выходить на поле с логотипом Deutsche Knochenmarkspenderdatei - организации доноров костного мозга. До лета нынешнего года «фармацевты» выходили на поле с рекламой фирмы по производству солнечных батарей Sunpower.

«Аугсбург»

Баварский клуб, вероятно, самый оригинальный в бундеслиге. Форму «Аугсбургу» изготовила фирма Jako, а на майках будет красоваться эмблема AL-KO – фирмы по производству сопровождающей автомобильной техники, а также всяческих газонокосилок-роботов, леек, фонтанных насосов, дровоколов и прочих кусторезов. С AL-KO «Аугсбург» сотрудничает с 2010 года и довольствуется самым дешёвым спонсорским контрактом в лиге - € 1,8 млн. Зато новую форму, выполненную в белых, зелёных и чёрных тонах для домашнего, гостевого и запасного варианта соответственно, клуб презентовал с девушками, расписанными в стиле боди-арт. Естественно, почти без одежды.

«Фрайбург»

Даже несмотря на выход в Лигу Европы, баденцы остались верны «йогуртному» спонсору и продолжили сотрудничество с молочной корпорацией Ehrmann. Этот концерн рекламируется игроками «Фрайбурга» с 2010 года, и надо сказать, что ребята из Ehrmann неплохо устроились – за новый сезон «Фрайбург» получит от титульного спонсора всего € 2,5 млн. Йогурты скромный клуб, форму для которого изготовил Nike, будет рекламировать как минимум до лета 2014 года. Сама же форма пришлась болельщикам по вкусу: переходящий из йогуртного в красный домашний и строго белый гостевой вариант. Некоторые вопросы возникают лишь к запасному комплекту: малиново-синий - это, ребята, к «Барселоне».

«Айнтрахт» Б

Вернувшийся после долгого перерыва в бундеслигу клуб летом прекратил сотрудничество с Volkswagen Bank, долго был в поиске нового титульного спонсора и в итоге подписал контракт с SEAT – испанским производителем автомобилей, который… входит в Volkswagen Group! Нижнесаксонскому клубу пришлось прервать контракт с Volkswagen Bank из-за логотипа концерна, который уже используется одним клубом в бундеслиге – «Вольфсбургом». От нового контракта «Айнтрахт» получит € 3 млн. Форму клубу выполнил Nike, причём гостевой вариант повторяет ранее представленные майки «Блэкберна» и «Барнсли».

«Ганновер»

Другой саксонский клуб, даже не выйдя в Европу, продолжит рекламировать туристическую фирму TUI – именно их забавный логотип будет размещён на новой форме команды от Jako. TUI спонсирует «Ганновер» с 2002 года – вероятно, это один из самых долгих бизнес-союзов в бундеслиге, и саксонцев устраивает сумма в € 3,5 млн евро за год. Форма «Ганновера» ничем примечательным не выделилась – традиционный бордовый домашний вариант и гостевой белый вариант с горизонтальными чёрными и зелёными полосами.

«Нюрнберг»

Начиная с прошлого года «Нюрнберг» на одежде рекламирует одежду – клуб заключил контракт с первым немецким дискаунтером NKD, который будет действовать до лета 2016 года. Впрочем, весьма вероятно, что до конца контракт не доживёт – у NKD есть определённые сложности, и сбросить лишние € 4 млн с расходной ведомости дискаунтеру, имеющему 2000 магазинов в Германии, Австрии, Италии, Словении, Хорватии, Польше и Швейцарии, будет не лишним. Форму для клуба выполнил Adidas, и ничем революционным новый вариант от предыдущего не отличается.

«Хоффенхайм»

Пока «Байер» заморачивается и не хочет рекламировать на майках собственный аспирин, «Вольфсбург» и «Хоффенхайм» беззаботно выставляют на форму то, что их содержит. Владелец «Хоффенхайм» Дитмар Хопп является соучредителем крупной немецкой фирмы по производству софта SAP, и – о чудо! – после разрыва договора с обанкротившимся Suntech на помощь одной структуре Хоппа поспешила другая структура Хоппа. Из одного кармана в другой до лета 2016 года «Хоффенхайм» будет получать € 4, 5 млн.

«Майнц»

Сотрудничество клуба с поставщиком энергии Entega длится с 2009 года, и, вероятно, клуб не очень прислушивается ко мнению Сергея Галицкого – природные ресурсы рейнландцы будут рекламировать до лета 2017 года. Entega, логотип которой как влитой смотрится и на домашней красно-белой майке «Майнца», и на гостевой чёрно-розовой, платит клубу € 4,5 млн за сезон.

«Боруссия» М

Летом «Боруссия» сменила технического спонсора, подписав пятилетний контракт с Kappa, и мануфактурщики на славу постарались для «жеребцов». Все три комплекта формы «Боруссии» не похожи друг на друга ничем, кроме титульного спонсора. Postbank, дочерний банк Deutsche Bank, спонсирует гладбахскую команду с 2009 года и приносит ей € 5 млн в год.

«Штутгарт»

Швабы продолжают полностью подчиняться Mercedes. Стадион клуб носит название Mercedes-Benz Arena, а титульным спонсорам команды остаётся Mercedes-Benz Bank, приносящий € 5 млн. Контракт с банком действует ещё один сезон, но велика вероятность того, что он будет продлён. Форма, выполненная Puma, ничем особым не выделяется. Вероятно, изменений в дизайне стоит ждать в следующем сезоне, когда на форму вернётся старый логотип швабского клуба.

«Герта»

Столичный клуб, то и дело возвращающийся в элиту, продолжает спонсировать Deutsche Bahn – Немецкие железные дороги. Руководство клуба под выход команды наверх сумело выбить у Deutsche Bahn новый контракт, существенно повысив сумму – теперь «Герта» получает € 5,5 млн за размещение логотипа DB. Форму «старой даме» выполнил Nike, и если домашний вариант абсолютно традиционен, то перед созданием апельсиновой гостевой формы дизайнеры явно вдохновлялись матчами владикавказской «Алании».

«Вердер»

Бременский клуб обречён на неудачные спонсорские контракты. Контракт с Citibank стал поводом для разбирательств в суде, контракт с bwin был судом отменён и Немецким футбольным союзом заблокирован, а в прошлом году «Вердер» подписал контракт с крупнейшим поставщиком мяса птицы в Германии Wisenhof. Эта фирма постоянно попадает в скандалы – то с занижаемой работникам зарплатой, то с условиями их труда, то с огромным количеством мигрантов на предприятиях, то с условиями жизни кур, то с нарушением санитарных норм… Несколько тысяч болельщиков «Вердера» протестовали против контракта, однако клуб проигнорировал и фанатов, и экспертов, которые заявляли, что по имиджу «Вердера» будет нанесён удар, и политиков, подписав контракт на € 6 млн в год.

«Айнтрахт» Ф

Ещё одна форма от Jako, также выполненная в традиционных цветах. Летом «Айнтрахт» заключил очень выгодную сделку с Alfa Romeo, и итальянский производитель автомобилей стал спонсором клуба. Помимо € 6 млн в год «Айнтрахт» получил новый клубный автобус и сотрудничество с туринским «Ювентусом», прилагавшееся бонусом к контракту.

«Гамбург»

Самый тривиальный спонсор лиги, конечно, у «Гамбурга». Fly Emirates спонсирует едва ли не половину топ-клубов Европы, и «Гамбург» немного выбивается из общего строя своими не лучшими результатами. Тем не менее, сделка с авиаперевозчиком чрезвычайно выгодна для ганзейцев – по ней клуб получает € 8,5 млн, а контракт действует до лета 2015 года. Форму для клуба изготовил Adidas, и впервые за долгое время в три комплекта входят все традиционные майки – синяя и белая – в честь цветов клуба и красная – в честь цветов города.

«Боруссия» Д

С 2006 года, когда «Боруссия» играла с милым восклицательным знаком на месте титульного спонсора, с клубом сотрудничает с концерном по производству химических продуктов Evonik. Несколько месяцев назад «Боруссия» продлила договор с Evonik до лета 2016 года, по новому соглашению финалист Лиги чемпионов, продолжающий одеваться у Puma в традиционное жёлто-чёрное, будет получать € 12 млн за сезон.

«Шальке-04»

Соперник «Боруссии» по рурскому дерби, так же, как «Гамбург» и «Айнтрахт», имеет сделку с зарубежной корпорацией – да какой! До 2017 года «кобальтовых» будет поддерживать «Газпром», который ежегодно принесёт «Шальке-04» около € 14 млн. Домашний комплект формы от Adidas ничем не отличается от прошлогоднего, а вот третий – зелёный – вариант вызвал особую радость у поклонников рурского клуба: этот вариант является данью уважения к традиционному названию Гельзенкирхена – «Город тысячи огней». Так Гельзенкирхен назывался из-за свечения горящих факелов на коксовальных заводах.

«Бавария»

Форма «Баварии» остаётся традиционной, а спонсором уже больше 10 лет является Deutsche Telekom – здесь всё у клуба из Мюнхена стабильно. Удивительно, но самый популярный клуб Германии имеет не самый крутой контракт – «всего» € 25 млн за год, что, впрочем, заметно больше, чем у абсолютного большинства клубов.

«Вольфсбург»

Больше же остальных за титульное спонсорство выручает «Вольфсбург». С градообразующим предприятием клуб сотрудничает с 1952 года, и лишь однажды за последние годы «Вольфсбург» отказывался от рекламы Volkswagen на груди: в первой половине сезона-2008/09 клуб выходил на поле с эмблемой благотворительной кампании Ein Herz für Kinder – «Сердце для детей». По некоторым данным, спонсорский контракт «Вольфсбурга» в Volkswagen заключён на сумму более € 30 млн в год, однако на деле предприятие имеет тотальный контроль над клубом, без определённой величины спонсорских вливаний.

Таблица

Чемпионат России Молодежное первенство России

1 Краснодар 8 15-7 17 2 Зенит 8 10-3 17 3 Ростов 8 14-11 17
4 ПФК ЦСКА 8 10-6 16
5 Локомотив М 8 13-8 14 6 Спартак М 8 10-8 14 7 Арсенал Т 8 11-10 13 8 Урал 8 14-18 10 9 Рубин 8 5-8 10 10 Уфа 8 10-10 10 11 Динамо М 8 6-6 9 12 Ахмат 8 5-12 8 13 Крылья Советов 8 10-11 7 14 Сочи 8 5-10 6 15 Оренбург 8 9-14 5 16 Тамбов 8 7-12 5
1 Зенит 8 12-9 18
2 ПФК ЦСКА 8 11-3 17
3 Динамо М 8 14-4 16 4 Локомотив М 8 12-6 16 5 Крылья Советов 8 21-11 14 6 Урал 8 16-11 14 7 Арсенал Т 8 12-9 13 8 Тамбов 8 9-5 13 9 Ростов 8 12-17 13 10 Ахмат 8 11-10 10 11 Краснодар 8 13-10 10 12 Спартак М 8 10-20 7 13 Рубин 8 4-12 7 14 Сочи 8 8-13 5 15 Оренбург 8 6-12 4 16 Уфа 8 3-22 2

Партнеры

Генеральный партнёр

Открытое акционерное общество «Российские сети» (ОАО «Россети») - крупнейшая в России и мире энергетическая компания, обеспечивающая передачу и распределение электроэнергии.

Имущественный комплекс Общества включает пакеты 43 дочерних и зависимых обществ, в том числе пакеты акций 16 межрегиональных и региональных сетевых компаний. Контролирующим акционером является государство, владеющее долей в уставном капитале в размере 61,7 %.

Протяженность линий электропередачи Компании насчитывает 2,3 млн. км, трансформаторная мощность 463 тысяч подстанций - 726 гигавольт-ампер. Численность персонала Группы компаний «Россети» - 213 тысяч высококлассных специалистов.

Официальный спонсор / Официальный авиаперевозчик ПФК ЦСКА

Аэрофлот – компания с 95-летней историей, лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1074 пункта в 177 странах. В 2017 году Аэрофлот перевез 32,8 млн человек, а с учетом дочерних авиакомпаний – 50,1 млн. Группа «Аэрофлот» входит в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по количеству перевезенных пассажиров.

Аэрофлот – один из лидеров глобальной отрасли по качеству обслуживания пассажиров, неоднократно удостоенный рейтинга «четыре звезды» британской консалтинговой компании Skytrax за высокое качество сервиса. Шесть раз признан лучшей авиакомпанией Восточной Европы по версии премии Skytrax World Airline Awards. В 2017 году удостоен высшего рейтинга «пять звезд» от американской авиационной ассоциации APEX.

Аэрофлот в 2017 году признан самым сильным брендом России и сильнейшим авиационным брендом в мире по версии международного агентства Brand Finance. Также Аэрофлот признан лучшей авиакомпанией Европы по версии крупнейшего в мире сайта о путешествиях TripAdvisor и получил звание «Любимой иностранной авиакомпании в Китае».

Аэрофлот в 2017 году занял первое место по объёму авиаперевозок на самом конкурентном рынке мировой гражданской авиации – транзитном направлении между Европой и Азией.

Флот компании является одним из самых молодых в мире. В парке 232 авиалайнера – самолеты семейства Airbus А320, А330, Boeing 737, Boeing 777 и Sukhoi Superjet 100. В 2017 году был подписан твердый контракт на поставку еще 20-ти российских самолетов Sukhoi Superjet 100, а в начале 2018 года – соглашение об операционном лизинге 50-ти российских пассажирских самолетов нового поколения МС-21-300.

Аэрофлот базируется в аэропорту Шереметьево. В России авиакомпания имеет 4 филиала: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми и Владивостоке.

Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полётами. Создал высокотехнологичный Ситуационный центр и ввел в эксплуатацию уникальный для России центр управления хабом Hub Control Center для координации обеспечения стыковок транзитных пассажиров и багажа и управления оборотом воздушных судов в базовом аэропорту Шереметьево.

Аэрофлот соответствует высшим международным стандартам обеспечения безопасности. В 2017 году в результате ресертификационных аудитов в очередной раз успешно подтвердил соответствие стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA – IATA Operational Safety Audit) и эксплуатационной безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations). Интегрированная система менеджмента качества сертифицирована по стандартам ISO 9001:2015 и ISO 14001:2004.

Официальный спонсор

ООО «Хендэ Мотор СНГ»
https://www.hyundai.ru/

Компания «Хендэ Мотор СНГ», созданная в 2007 году и ставшая эксклюзивным дистрибьютором автомобилей марки Hyundai на территории Российской Федерации, обладает одной из крупнейших дилерских сетей в России, насчитывающей 186 дилерских центра по всей стране.

В 2010 году Hyundai Motor открыла в Санкт-Петербурге завод полного цикла и представила свою первую российскую модель - Hyundai Solaris. Второе поколение модели было презентовано на российском рынке в феврале 2017 года.

В июле 2016 года компания презентовала компактный кроссовер Hyundai Creta, который с первых месяцев продаж является бессменным лидером в сегменте SUV.

С момента своего основания «Хендэ Мотор СНГ» увеличила продажи с 80 000 до 170 000 автомобилей в год. В 2018 году этот показатель составил 178 269 единиц. Модельный ряд компании насчитывает 8 моделей.

Компания активно участвует в жизни российского общества, реализуя различные социальные проекты.

Официальный спонсор

Топливная компания ЕКА - крупнейший независимый оператор на региональном рынке нефтепродуктов. В нефтебизнесе с 1997 года, компания завоевала авторитет среди партнеров и оптовых поставщиков и пользуется заслуженным уважением своих индивидуальных и корпоративных клиентов.

  • 90 АЗС, с долей около 15% реализуемого топлива на московском региональном рынке;
  • Высокий уровень сервиса, качества топлива и сопутствующих услуг АЗС;
  • Топливные талоны и карты для частных и корпоративных клиентов;
  • Собственные бензовозы для транспортировки топлива;
  • Оптовая продажа топлива по конкурентоспособным ценам и его оперативная доставка по всей России.

Официальный спонсор

BETCITY является одним из лидеров букмекерского бизнеса, в частности, в 2018 году компания, единственная из букмекерских контор, была включена в список «Топ-500 крупнейших российских компаний» по версии РБК. Обозреватели отмечают в числе преимуществ широкую линию с уникальными событиями, качественную работу с клиентами, успешные маркетинговые акции и в целом характеризуют BETCITY как надежную и авторитетную компанию.

В 2019 году компанией получены награды в номинациях «Лучшая букмекерская компания» и «Лучший интернет-букмекер» по версии Login Casino, «Лучший клиентский сервис» по версии BR Awards 2019, а также «Лучшая букмекерская линия» по версии Russian Gaming Week 2019.

С 2017 года БК является официальным партнёром ПФК ЦСКА - одного из ведущих футбольных клубов страны.

Помимо основной деятельности BETCITY принимает активное участие в поддержке детских спортивных секций и школ, а также занимается благотворительностью в детских домах и интернатах.

Как выяснилось, в футбольном мире 21 века у команд достаточно много расходов и затрат, поэтому ни одна футбольная организация не обходится без финансовой поддержки извне этой индустрии. Таким образом, футбольные клубы стремятся подписывать наиболее выгодные контракты со спонсорами. А эти спонсоры, в свою очередь, имеют цель вкладывать деньги в наиболее популярные команды, чтобы расширить маркетинговую кампанию своей продукции, так как люди начинают ассоциировать спортивные успехи определенных команд с их спонсорами. Как было представлено ранее, существуют различные виды спонсоров футбольных клубов. Самым распространенным и дорогим (по сумме инвестиций) считается титульное спонсорство. Оно включает в себя сопровождение футбольной команды брендом, то есть логотип размещен на спортивной форме игроков, на домашнем стадионе, на тренировочной базе и т.д. Вторым видом по сумме инвестиций принято считать технического спонсора. Это достаточно обширный вид спонсорства, так как каждому футбольному клубу необходимо спортивное обмундирование. Среди наиболее известных компаний стоит отметить немецкие Adidas и Puma, американский Nike и британский Umbro. К коммерческой выручке футбольных клубов также относятся контракты с второстепенными спонсорами, каждый из которых специализируется на конкретной деятельности: авиаперевозки, автоперевозки, здравоохранение, страхование, питание и т.д.

Кроме этого компании используют различные маркетинговые стратегии при инвестировании в футбольную индустрию. Так, например, бренды могут становиться официальными спонсорами чемпионатов, получая сильную ассоциацию с видом спорта или страной, спортивных клубов, получая более сильную взаимосвязь с болельщиками, но увеличивая риски при поражениях команды, или отдельных игроков, увеличивая взаимосвязь с болельщиками и сталкиваясь с рисками личного поведения спортсмена. Тем не менее, существуют компании, диверсифицирующие свою маркетинговую политику в сфере спорта. Мировая авиакомпания «Emirates Airlines», базирующаяся в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты), является титульным спонсором управляющей организации (Азиатская конфедерация футбола, АФК), чемпионатов (Чемпионат мира по футболу 2010 в ЮАР, Чемпионат мира по футболу 2014 в Бразилии, предсезонный Кубок Эмирейтс), а также крупных футбольных клубов из основных европейских чемпионатов («Реал Мадрид» Испания, «Арсенал» Англия, «Милан» Италия, «Бенфика» Португалия, «Пари Сен-Жермен» Франция, «Гамбург» Германия и «Олимпиакос» Греция).

Общая сумма выручки в сезоне 2013/2014 годов (млн евро):

  • · Реал Мадрид (Испания) 549.5
  • · Манчестер Юнайтед (Англия) 518.0
  • · Бавария Мюнхен (Германия) 487.5
  • · Барселона (Испания) 484.6
  • · Пари Сен-Жермен (Франция) 474.2
  • · Манчестер Сити (Англия) 414.4
  • · Челси (Англия) 387.9
  • · Арсенал (Англия) 359.3
  • · Ливерпуль (Англия) 305.9
  • · Ювентус (Италия) 279.4
  • · Боруссия Дортмунд (Германия) 261.5
  • · Милан (Италия) 249.7
  • · Тоттенхэм Хотспур (Англия) 215.8
  • · Шальке 04 (Германия) 213.9
  • · Атлетико Мадрид (Испания) 169.9
  • · Наполи (Италия) 164.8
  • · Интер (Италия) 164.0
  • · Галатасарай (Турция) 161.9
  • · Ньюкасл Юнайтед (Англия) 155.1
  • · Эвертон (Англия) 144.1

В современной футбольной индустрии практически не существует профессиональных команд, у которых нет титульного спонсора, чей логотип красуется на форме игроков. Хоть сейчас это сложно представить, но это явление далеко не всегда присутствовало в футболе. Около 50 лет назад ни один футбольный клуб не имел никаких контрактов со спонсорами и уж тем более их логотипы не помещались на спортивной форме. Только в 70-ые годы 20 века начинается тенденция рекламы собственной компании через спорт, в частности через футбол. Первопроходцем считается немецкий (западногерманский) профессиональный клуб «Айнтрахт» из города Брауншвейг (Нижняя Саксония, Северная Германия). Представители команды заключили контракт с местным производителем - компанией, выпускающей знаменитый крепкий ликер «Ягермайстер» («Егермейстер»). Таким образом, можно считать, что первой эмблемой спонсора в футбольном мире стали «оленьи рога» (символ напитка).

Спустя пару лет этот способ увеличения дохода, а для кого-то способ рекламы переняли другие футбольные клубы. В Высшей лиги Соединенного королевства (чемпионат Англии), самом популярном и прогрессирующем турнире того времени, первым профессиональным клубом, на чьей форме был размещен логотип спонсора, стал «Ливерпуль» из одноименного города (Мерсисайд, северо-запад Англии). В 1979 году футболисты этой команды выходили на поле в футболках с изображением японской финансово-промышленной группы «Hitachi Ltd.».

Среди интересных факторов о спонсорстве в футболе стоит выделить самые долгие спонсорские договоры. Своеобразными «долгожителями» в этой индустрии считаются японская электронная компания “JVC”, пробывшая титульным спонсором футбольного клуба «Арсенал» из Лондона на протяжении 19 лет (1981-2000), а также крупнейший банк Нидерландов «ABN AMRO», вкладывающий деньги в амстердамский «Аякс» 17 лет (1991-2008). Также стоит упомянуть о футбольном клубе «Барселона» из одноименного каталонского города. Вплоть до 2011 года, эта команда считалась единственным грандом мирового футбола, у которого не было титульного спонсора. Для многих болельщиков это был повод для гордости. Но в связи с постоянным увеличением затрат руководству пришлось подписать спонсорский контракт с катарской организацией «Qatar Foundation», который приносит им Ј 25 миллионов ежегодно. Интересный случай произошел в лиге Шотландии, где главным матчем (дерби) считалось противостояние двух команд из города Глазго: «Селтик» против «Рейнджерс». В чемпионате 2011/2012 года эти клубы носили логотип одного и того же спонсора: пивоваренной компании «Carling».

По мимо этого, стоит отметить наличие титульного спонсора у двух крупных европейских футбольных чемпионатов: Англии и Италии. Так, Английская «Премьер-лига» сотрудничает с великобританским банком «Barclays plc», начиная с 2004 года и получая Ј 27.4 миллионов за год. Итальянский мобильный оператор «Telecom Italia Mobile» является официальным спонсором итальянской «Серия А» с 1998 года, выплачивая € 15.8 миллионов ежегодно.

Список самых дорогих контрактов с титульными спонсорами (сумма выплат в год):

  • · Манчестер Юнайтед и “General Motors” (Ј 30 миллионов)
  • · Барселона и “Qatar Foundation” (Ј 25 миллионов)
  • · Бавария Мюнхен и “Deutche Telekom” (Ј 23.6 миллионов)
  • · Ливерпуль и “Standard Chartered” (Ј 20 миллионов)
  • · Манчестер Сити и “Etihad Airways” (Ј 20 миллионов)
  • · Сандерленд и “Invest in Africa” (Ј 20 миллионов)
  • · Реал Мадрид и “Bwin” (Ј 16.8 миллионов)
  • · Челси и “Samsung” (Ј 13.8 миллионов)
  • · Тоттенхэм Хотспур и “Autonomy & Investec” (Ј 10 миллионов)
  • · Милан и “Emirates” (Ј 10 миллионов)
  • · Ньюкасл Юнайтед и “Virgin Money” (Ј 10 миллионов)

Таким образом, можно сделать выводы о том, что спонсорство в футболе стремительно развивается, увеличивая вложения. Уже практически отсутствуют команды даже в региональных лигах, которые бы не имели на своих футболках логотип спонсора. Следовательно, так как компании не стремятся заниматься меценатством в данной сфере, подобные сотрудничества приносят доходы, как клубам (в виде инвестиций), так и самим компаниям (в виде рекламы и будущих финансовых потоков).

Чек от спонсора. Какие футбольные клубы зарабатывают больше и на чем именно?

Журнал Sports Sponsorship Insider обнародовал карту европейского футбольного спонсорства.

Журнал Sports Sponsorship Insider обнародовал карту европейского футбольного спонсорства. Из отчета можно узнать, какие лиги и клубы зарабатывают больше всех и какие торговые марки самые щедрые.

ДЮЖИНА ТОЛСТОСУМОВ

Аналитики изучили 3,5 тысячи сделок в 12 ведущих футбольных лигах Старого Света. Кроме этого, под «прицел» попали 25 топ-клубов из других чемпионатов, которые за последние 10 лет не менее трех раз выходили в групповой этап ЛЧ.

По подсчетам аналитиков элитные команды континента за прошлый сезон получили от спонсоров первого уровня (только контракты с генспонсорами и экипировщиками) 1,5 млрд евро.

Наиболее популярны у маркетологов команды из Англии: суммарная стоимость контрактов с титульными и техническими спонсорами клубов АПЛ превышает собственные доходы лиги в 6,7 раза и составляет более полумиллиарда евро (см. таблицу). Наша РФПЛ по этому показателю расположилась за «большой европятеркой» с результатом 74,4 млн евро.

В прошлом году общий объем титульных спонсорских сделок с лигами упал со 144 млн евро до 84,3 млн. У испанской Ла Лиги закончился контракт с банком BBVA, а у АПЛ – с банком Barclays. Правда, боссы английской премьер-лиги сумели компенсировать отсутствие титульного спонсора сделками с официальными партнерами стоимостью 10,7 млн евро в год. А лидерство захватили банк Santander в Испании и Spor Toto в Турции (около 20 млн евро в год). РФПЛ и «Росгосстрах» не затерялись – 5-е место в рейтинге, на уровне английского чемпионшипа. При этом по среднему количеству спонсоров наш чемпионат оказался среди 12 лиг на последнем месте – 5,31.

В Германии клубы зарабатывают на титульных спонсорах 170,5 млн евро – больше, чем в Испании (79,8 млн) и Италии (75 млн), вместе взятых. Отметим, что 5 итальянских клубов и 3 испанских (среди них действующий победитель Лиги Европы «Севилья») играют в девственно чистой форме. Во Франции доходы генерируют 4 клуба: на «ПСЖ», «Монако», «Лион» и «Марсель» приходится 76% доходов Лиги 1, а сразу девять клубов зарабатывают на своих контрактах менее миллиона евро. В РФПЛ аналогичная ситуация.

ДЕРЖИ МАРКУ

Среди компаний абсолютным лидером по количеству спонсорских соглашений является Coca-Cola (главный бренд и низкокалорийный Coke Zero). Эта торговая марка украшает грудь футболистов из 31 клуба. Интересно, что ее основной конкурент – Pepsi – является титульным спонсором только трех ФК: «Брюгге», «Лас-Пальмас» и «Шахтер». В первую «пятерку» также вошли Orange, Audi, Carlsberg и Heineken. В Топ-10 по количеству спонсорских сделок попал и Denizbank (турецкая «дочка» Сбербанка).

По объему контрактов чемпионы другие.

Больше всех ежегодно платят за логотип на майках Fly Emirates (ежегодно перечисляет «Арсеналу» $43,8 млн, «ПСЖ» – $36,5 млн, «Реалу» – $34 млн), Chevrolet (МЮ – 53 млн фунтов), Etihad Airways («МанСити» – $29,2 млн), Deutsche Telekom («Бавария» – $34,3 млн), Yokohama («Челси» – $58,4 млн), Gazprom («Шальке» – 20 млн евро, «Зенит» – 19 млн евро.), Qatar Airways («Барса» – $34,2 млн) и Russian Railways (РЖД за контракт с «Локо» не пожалел 66,4 млн евро (!) по текущему курсу).

ПИВА И ЗРЕЛИЩ

Чаще других на майках ведущих клубов Европы свои бренды размещают банки, пивоварни и букмекеры. В каждой стране лидеры свои. Так, в Германии титульными спонсорами чаще всего становятся банки и пивоварни. 17 из 18 клубов бундеслиги имеют хотя бы одного спонсора-пивовар а. В Испании также всего один клуб не стал сотрудничать с пивным брендом. В Италии чаще всего размещают свой логотип компании из сферы развлечений, во Франции – из Телекома. В России вне конкуренции госмонополии: РЖД, «Газпром» и «Россети».

Англию облюбовали любители пари: все 20 клубов АПЛ имеют букмекеров среди спонсоров. При этом две компании финансируют одновременно по два клуба лиги: онлайн-покер Mansion поместил логотип на форму «Борнмута» и «Кристал Пэлас», а Dafabet – на форму «Сандерленда» и «Бернли». William Hill поступил хитрее, подписав контракты не только с клубами («Саутгемптон», «Астон Вилла»), но и с BT-Sports, которая платно транслирует матчи по Великобритании.

Среди титульных спонсоров АПЛ является самой привлекательной лигой. И по общей сумме сделок (273,6 млн евро), и по средней их стоимости (13,6 млн евро) премьер-лиге нет равных в Европе.

РУССКИЙ РАЗМАХ

В России самые щедрые титульные спонсоры – владельцы клубов. Так, в 2014 году РЖД, которым через «дочку» принадлежат «Локомотив» (Москва), перечислили в бюджет красно-зеленых 4,8 млрд. рублей! На ФК госмонополия выделила 0,4% от общей суммы расходов. В 2015 году рекламный контракт РЖД стоил скромнее – всего 4,6 миллиарда без НДС.

Два года назад «Газпром нефть» подписала рекламное соглашение с «Зенитом». Согласно ему за 5 лет петербуржцы должны заработать 90,4 млн евро. В этом сезоне клуб получит 19 млн евро. Контрольный пакет акций питерского клуба принадлежит «Газпрому».

Три года назад 5-летний суперконтракт на 4,2 млрд рублей (около $130 млн) с госмонополией подписал и частный клуб. Согласно договору ЦСКА ежегодно получает от ОАО «Россети» 820 млн рублей. Правда, позднее соглашение было «подкорректирова но» в сторону уменьшения «из-за заморозки энерготарифов». Около $6 млн в год выделил «Спартаку» в прошлом сезоне «Лукойл», признался глава компании Вагит Алекперов.

ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

По оценке экспертов SSI в последнее время рост доходов клубов обеспечивают не титульные спонсоры, а производители формы. Чемпионом Европы по экипировке является Adidas (одевает 53 клуба). Ему на пятки наступает Nike (45). Первую тройку замыкает Puma (22). Далее на почтительном расстоянии следуют Joma и Kappa (по 15), Macron (12), Umbro (8), Lotto (7), Sockatyes (7), Hummel (6), Lacatoni и New Balance (по 5).

Интересно, что последняя компания по объему контрактов разместилась на почетной четвертой строке после «великой тройки». Напомним, что в форме New Balance минувшей весной играли оба финалиста ЛЕ – «Севилья» и «Ливерпуль», получивший за сезон от американцев $36,5 млн.

Самые громкие сделки зафиксированы в Испании, ФРГ и Англии. В начале года «Реал» подписал 10-летний суперконтракт с Аdidas на 1,4 млрд. евро (140 млн евро в год). Летом мадридцам ответила «Барса», заключив с Nike соглашение на 10 лет. По его условиям до сезона-2017/18 сине-гранатовые будут зарабатывать по 105 млн евро в год, а затем и по 155 млн в год, что станет рекордом среди техспонсоров.

В прошлом году «Бавария» продлила контракт с Adidas, рассчитанный до 2030 года. За 15 лет «Бавария» получит 900 млн. евро (в год – 60 миллионов). 75 млн фунтов в сезон за право одевать игроков «МЮ» в свою форму платит Adidas. 65 млн евро со следующего сезона будет получать «Челси», подписавший на днях контракт с Nike.

В РФПЛ только четыре клуба имеют контракты с экипировщиками. Остальные получают форму или бесплатно, или со скидкой. Самый крупный контракт имеет «Зенит», который ежегодно, по неофициальной информации, получает 5 млн евро.

Топ-10 клубов по цене контрактов с титульными и техническими спонсорами

1. «МЮ» – 159,5 (млн евро)
2. «Бавария» – 102,0
3. «Челси» – 73,2
4. «Арсенал» – 67,3
5. «Реал» М – 67,0
6. «Барселона» – 65.0
7. «Манчестер Сити» – 61,4
8. «Ливерпуль» – 57,6
9. «Ювентус» – 46,3
10. «ПСЖ» – 45,0

Источник: SSI

Среднее количество спонсоров футбольных клубов

Россия – 5,31
Шотландия – 8,08
Португалия – 8,11
Англия (чемпионшип) – 8,43
Нидерланды – 8,89
Бельгия – 9,75
Турция – 10,28
Испания – 11,30
Франция – 12,90
Англия (премьер-лига) – 13,85
Италия – 19,40
Германия – 30,56

Источник: SSI

Доходы клубов от титульных и технических спонсоров

Лига / Сумма, млн евро

АПЛ (Англия) 512,3
Бундеслига (ФРГ) 287,3
Серия А (Италия) 176,6
Ла Лига (Испания) 170,2
Лига 1 (Франция) 99,6
РФПЛ (Россия) 74,4
Эредивизие (Голландия) 56,4
Суперлига (Турция) 37,5
Премьер-лига (Португалия) 31,6
Чемпионшип (Англия) 31,5
Премьер-лига (Шотландия) 18,1
Про Лига (Бельгия) 11,0

Цифра

2,85 млрд евро в сезоне-2016/17 перечислят спонсоры в бюджеты элитных европейских футбольных клубов по прогнозу SSI.



Copyright © 2024 Бизнес. Оформление. Расчеты. Рентабельность. Увольнение.