Статистическое измерение (наблюдение). Требования, предъявляемые к статистическим данным

В условиях рыночных отношений важнейшим ресурсом в управ­лении становится статистическая информация .

Статистическая информация (статистические данные) – первичный статистический материал, получаемый в процессе статистического наблюдения. Далее полученная информация подвергается систематизации, сводке, обработке и анализу.

Владея информацией, предприятия могут эффективнее ре­шать постановленные задачи: гибко реагировать на изменения рынка; реализовать маркетинговую и ценовую стратегию; учитывать логистические издержки и т.п.

Статистическая информация формируется в результате статистического наблюдения , которое является первым этапом экономико-статистического исследования.

Статистическое наблюдение – это планомерный научно организованный сбор данных о социально-эко­номических явлениях и процессах с целью выявления типичных черт и закономерностей.

При этом статистическое наблюдение предполагает:

1) регистрацию признаков каждой единицы совокупности;

2) запись результатов в определенных учетных документах.

Замечание. Статистическим называют лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию фактов в учетных документах для последующего обобщения. Примером могут служить формы статистической отчетности предприятий, опросы, учеты, переписи.

Эффективность управленческих решений зависит от полноты и достоверности полученных данных. Поэтому выделяют следующие требования , предъявляемые к статистической информации:

1. Массовость – необходимое условие достоверности информации в соответствии с законом больших чисел.

2.Достоверность – это соответствие первичных данных фактическим значениям изучаемых величин.

3. Полнота данных , которая обеспечивается:

· охватом единиц исследуемой совокупности;

· охватом наиболее существенных сторон явления.

Например, менеджер должен сделать вывод о развитии туристского бизнеса. Для этого следует собрать информацию обо всех туристских фирмах региона. В то же время, если в процессе наблюдения не будут зарегистрирова­ны финансовые результаты фирм, то нельзя сделать окончательные вы­воды о развитии туризма.

4. Сопоста­вимость данных , которая обеспечивается единством сроков наблюдения, его программы и методов регистрации данных.

Сопоставимость результатов рассматривается в рамках одного наблюдения, данных разных наблюдений и данных прошлых исследований.

5. Своевременность данных - практический менеджмент нуждается в постоянно по­полняемых статистических данных: достоверная, полная, но за­поздалая информация оказывается практически ненужной.

Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

Подготовка наблюдения;

Проведение массового сбора данных;

Подготовка данных к автоматизированной обработке;

Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Таблица 1

Организационные формы статистического наблюдения

Виды статистического наблюдения

Способы статистического наблюдения

по времени регистрации фактов

по охвату единиц совокупности

  • 1. Статистическая отчетность
  • 2. Специально организованное наблюдение
  • 3. Регистры
  • 1. Текущее или непрерывное
  • 2. Прерывное:
    • а) периодическое;
    • б) единовременное.
  • 1. Сплошное
  • 2. Несплошное:
    • а) выборочное;
    • б) основного массива;
    • в) монографическое
  • 1. Непосредственное
  • 2. Документальное
  • 3. Опрос:
    • а) экспедиционный;
    • б) саморегистрации;
    • в) корреспондентский;
    • г)анкетный;
    • д) явочный.

Формы статистического наблюдения. В отечественной статистике используются три организованные формы (типы) статистического наблюдения:

Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т.п.);

Специально организованное статистическое наблюдения (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

Количественная характеристика социально-экономических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. Использование различных способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

1) полноты и практической ценности статистических данных;

2) достоверности и точности данных;

3) их единообразия и сопоставимости.

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (НАБЛЮДЕНИЕ)

Понятие статистического наблюдения и требования к нему

Динамизм и турбулентность экономического роста, усложнение связей субъектов рыночных отношений и ужесточение конкуренции на всех уровнях, сложнейшие инновационные и репродукционные процессы - все это повышает требования к информационно- аналитическому обеспечению сферы управления общественным развитием. С развитием рыночных отношений роль информационной базы возрастает, так как возникает все более настоятельная потребность в изучении влияния самых разных факторов на результаты деятельности, социальные последствия, а также в прогнозировании и обобщениях на макро-, мезо- и микроуровне. Все более важным ресурсом в управлении становится статистическая информация.

Для выполнения полного и законченного статистического исследования необходимо прежде всего создать научно обоснованную информационную базу. Она формируется в результате проведения статистического наблюдения, которое является первой, начальной стадией экономико-статистического исследования.

Статистические сведения - составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в России. Информационная база статистики призвана обеспечить поддержку трансформационных процессов в обществе и государстве, представить всестороннюю и объективную информацию для разработки вариантов, обоснования и принятия управленческих решений. Для этих целей специально созданный статистический аппарат занимается систематическим сбором сведений, их обработкой и представлением результатов в виде статистамеской информации государственным и общественным органам, научным организациям и коммерческим пользователям.

Государственные органы и предприятия, владея достоверной статистической информацией, могут эффективнее решать поставленные задачи. И наоборот, основной причиной многочисленных потерь и банкротств в нашей стране являются некомпетентные действия руководства предприятий и органов государственной власти: этому способствует отсутствие в распоряжении руководителей информации о конъюнктуре рынка (включая данные конкурентной разведки) и о многих других жизненно важных для конкретного предприятия явлениях и процессах. Статистическое наблюдение помогает предприятию реализовать маркетинговую стратегию, гибко реагировать на изменения рынка, сделать обоснованный выбор.

Надо отметить, что статистические данные представляют собой, образно говоря, «сырье», полученное в результате наблюдения. Только в процессе обработки, анализа они становятся информацией.

Результаты научного исследования также будут ценны лишь в случае, если они базируются на фактическом материале. Даже чисто теоретический анализ, основанный на закономерностях развития явлений и позволяющий углубить понимание существа процессов, как правило, базируется на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т.е. связан с необходимостью сбора исходных данных.

Применение весьма тонких методов статистического исследования для нужд управления, которые рассматриваются в последующих главах, может оказаться неэффективным или вообще бесполезным, если у исследователя не будет уверенности в качестве первичного материала.

Имеется определенная связь и различие между статистическим наблюдением и непосредственным восприятием человеком явлений. С одной стороны, статистическое наблюдение может базироваться на собственном наблюдении человека. Так, установление того либо иного факта может осуществляться на основе опроса респондентов или измерения конкретного параметра объекта, подсчета объектов, а статистический характер такому наблюдению придает регистрация его результатов в определенном инструментарии - опросном листе, анкете и других специальных документах первичного учета. С другой стороны, статистическое наблюдение может представлять процесс сбора информации и по уже зарегистрированным данным, к примеру по отчетности. В данном случае наиболее ярко выражены отличия статистического наблюдения от непосредственного восприятия человеком конкретных явлений, объектов.

Но не всякие факты, собранные в ходе статистического наблюдения, могут быть использованы для дальнейшего исследования, т.е. для обработки, анализа, интерпретации результатов.

К собираемым данным и к статистическому наблюдению предъявляются определенные требования , наиболее важные из которых следующие: достоверность, полнота, сопоставимость, своевременность, рациональное сочетание обособленных и необособленных, а также централизованных и децентрализованных систем организации статистического наблюдения.

Первейшее требование к статистическому наблюдению - достоверность получаемых данных. Достоверность обеспечивается рядом условий: компетентностью участников статистического наблюдения; совершенством инструментария (бланков, инструкций); заинтересованностью или готовностью объекта и др. Достоверность включает как соответствие данных реальной действительности, так и техническую точность или обоснованность измерения.

Так, если поставлена цель - исследовать возникающие у рабочих простои, то ее реализация требует, чтобы простои были зарегистрированы с приемлемой мерой точности. При этом нередко рекомендуют задавать точность в единицах измерения времени (например, в минутах). Но при проведении исследования методом моментных наблюдений желанная цель достигается фиксированием заранее рассчитанного числа моментов наблюдений (случаев работы и простоя). В такой ситуации можно получить объективную картину при обобщении данных и выработке рекомендаций.

Достоверность тесно связана с полнотой данных - полученные данные должны быть достаточно полными. Полнота обеспечивается, во-первых, пространственным охватом единиц исследуемой совокупности. Например, региональный центр по поддержке малых форм предпринимательской деятельности должен сделать вывод о развитии малого бизнеса. Очевидно, ему следует собрать информацию обо всех малых предприятиях, действующих на данной территории.

Во-вторых, полноту следует понимать и как охват самых существенных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность явлений носит довольно сложный характер и имеет самые разные признаки. Если в процессе наблюдения за малыми предприятиями, например, не будут зарегистрированы достигаемые ими финансовые результаты, то нельзя сделать окончательные выводы об эффективности развития малого бизнеса.

В-третьих, при изучении динамики явления полнота - это получение данных за длительные периоды, что важно для оценки складывающихся тенденций, установления причинно-следственных связей и прогнозирования изменений в объекте во времени.

Полные статистические данные носят, как правило, массовый, исчерпывающий характер. Они обеспечивают потребности системного, а также комплексного статистического исследования.

Однако на практике изучаемые социально-экономические явления очень широки и многообразны, охватить все составляющие их объекты невозможно. Исследователь вынужден проводить сбор данных лишь по части совокупности. Выводы же делаются по всей совокупности. В таких ситуациях важнейшим требованием, предъявляемым к статистическому наблюдению, является обоснованный отбор той части совокупности, по которой собираются данные. Эта часть должна отражать основные свойства и специфические особенности явления и быть типичной (эти вопросы подробно рассмотрены в главе «Методы выборочного наблюдения»).

Надо отметить еще одно требование - сопоставимость данных, их единообразие. Все явления, изучаемые во времени либо в пространстве, должны быть сопоставимы. Для этого нужно использовать единые стоимостные оценки, что особенно важно в условиях инфляции, единые территориальные границы, что также актуально для России на современном этапе, т.е. строго соблюдать единство в методологии.

В условиях рыночных отношений возрастает значение еще одного требования к собираемым в результате наблюдения данным - их своевременность. Известный французский статистик Ч. Дюма весьма образно охарактеризовал это требование: «Предприниматель нуждается в температурном листке своей фирмы, а не в свидетельстве о вскрытии трупа». Достоверная, полная, но запоздалая статистическая информация оказывается практически ненужной.

Сложившаяся практика статистических исследований налагает на наблюдение ряд особенностей, позволяя, например, выделить обособленные и необособленные системы организации наблюдения. При этом обособленная система организации статистики может быть также централизованной и децентрализованной.

В России действующая в основном централизованная система сочетается с функционированием необособленной системы, когда сбор и обработка части статистической информации осуществляются отдельными органами или ведомствами, такими как налоговая инспекция, Росимущество, органы здравоохранения и др.

Централизованная система организует сбор данных для наиболее важных общегосударственных исследований, разрабатывает соответствующую методологическую базу, концентрируя ресурсы на выполнении государственных задач и имея современное техническое оснащение, квалифицированные кадры. Это дает возможность осуществлять руководство и контроль за организацией необособленной системы сбора данных в министерствах, ведомствах, регионах.

Поскольку в России становление структуры государственных и ведомственных статистических органов еще не завершено (например, недостаточно определенным является статус корпоративной статистики, отсутствует орган, ответственный за формирование репродукционной статистики), то это приводит к недостаточно эффективному использованию информации в управлении, а нередко и к ее невостребованное™ вообще. Все сказанное оказывает влияние и на стадию статистического наблюдения, требует постоянного совершенствования его теории и методологии.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

1) полноты и практической ценности статистических данных;

2) достоверности и точности данных;

3) их единообразия и сопоставимости.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы :

Подготовка наблюдения;

Проведение массового сбора данных;

Подготовка данных к автоматизированной обработке;

Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки . От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических вопросов необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немало затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения.

Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

Объект статистического наблюдения - это определенное явление, которое подлежит наблюдению. Следует определить, что входит в состав объекта, а что не входит. Установить объект наблюдения - это значит точно определить состав и границы совокупности. Например, объектом переписи населения является совокупность всех живущих в данной стране лиц, объектом наблюдения при изучении промышленности по производству безалкогольных напитков - совокупность фирм, компаний, предприятий и т.д., производящих безалкогольные напитки.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Определение объектов наблюдения представляет собой сложную и ответственную задачу, потому что различные явления тесно связаны между собой и взаимно переплетаются. Недостаточно указать объект исследования, нужно дать ему четкое научное определение, которое позволило бы отграничить данный объект от смежных с ним. Определение объекта наблюдения должно содержать точные указания на его главные признаки и свойства. Например, мало сказать, что объектом наблюдения являются сельскохозяйственные предприятия и хозяйства, необходимо четко определить, к каким формам собственности они относятся (фермерские хозяйства, коллективные хозяйства и т.д.).

Следовательно, совокупность вопросов, которые необходимо выяснить в объекте наблюдения, должна быть точно определена, чтобы результаты наблюдения отвечали поставленной цели.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Единица наблюдения - единица, о которой записываются данные, составляющие программы статистического изучения. В каждом конкретном статистическом исследовании объектов наблюдения, а также в зависимости от тех задач, которые нужно разрешить в процессе наблюдения, определяется, сколько единиц наблюдения должно быть обследовано (одно или несколько). При переписи населения, например, единицей наблюдения является человек; если же изучению подлежат также и семьи, то устанавливаются две единицы наблюдения: отдельный человек и семья. Правильное определение единицы наблюдения имеет существенное значение не только для проведения самого наблюдения, но и для последующих стадий статистического исследования.

От единицы наблюдения следует отличать единицу совокупности, т.е. первичный элемент объекта статистического наблюдения, признаки которого подлежат регистрации и который является основой ведущегося счета. Например, при учете племенного скота единицей наблюдения является каждое сельскохозяйственное предприятие (фермерское хозяйство, коллективное хозяйство и т.д.), а единицей совокупности - каждое животное; при переписи оборудования единицей наблюдения является каждое предприятие, а единицей совокупности - станок и т.д.

Таким образом, единица наблюдения является источником сведений, которые получают в результате наблюдения, а единицы совокупности - носителем признаков, подлежащих наблюдению.

Следует отметить, что единица совокупности и единица нападения могут совпадать. Так, например, при переписи населения единицей совокупности и единицей наблюдения является каждый житель страны, но при изучении спроса населения на различные продукты единицей совокупности будет каждый зарегистрирован случай спроса, как удовлетворенного, так и неудовлетворенного единицей наблюдения будет торговая фирма (предприятие, компания и т.д.), в которой это наблюдение производится. Четкое определение единицы совокупности и единицы наблюдения является важным элементом научной организации статистического наблюдения.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации.

Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

К программе статистического наблюдения предъявляются некоторые требования. Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в первичном учете или при незаинтересованности отчетных единиц в представлении такой информации, так как она является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и не двусмысленными, иначе полученный ответ может содержать неверную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность . Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

Установление критического момента (даты) или интервала времени;

Определение срока (периода) наблюдения.

Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. Выбор критического момента или интервала времени определяется, прежде всего, целью исследования.

Срок (период) наблюдения определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами - необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

Отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

Специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);

Регистры.

Статистическая отчетность это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Во-вторых, она имеет обязательный характер; юридическую силу; документальную обоснованность.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.

Регистровая форма наблюдения это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:

Когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?

Какая информация должна храниться?

Из каких источников следует брать данные?

Как часто обновлять и дополнять информацию?

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак. Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице населения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем, что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

Регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков . Поэтому ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации предприятия), его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех формсобственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

Сбор данных о единицах наблюдения осуществляется в процессе их государственной регистрации и последующего учета. При закрытии предприятия ликвидационная комиссия в десятидневный срок уведомляет об этом службу ведения регистра.

Статистическая информация может быть получена различными способами , важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальный способ дает наиболее точные результаты.

Опрос это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. Он предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, нс поддающихся непосредственному прямому наблюдению.

В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрации, корреспондентский, анкетный и явочный.

При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения.

При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают им бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем их собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов.

Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на месте проверить правильность полученных ответов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно. Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изучении общественного мнения о работе городского транспорта, торговых предприятий и т. д.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т.д.

При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического применения того или иного способа; материальные возможности.

Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам :

Времени регистрации фактов;

Охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. Притекущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при регистрации рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.

Данные, отражающие изменения объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими . К такому виду наблюдения относятся переписи населения, которые проводятся через каждые 10 лет, регистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно.

Единовременноеобследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. Повторная регистрация проводится спустя какое-то время (неопределенное заранее) или может не проводиться вообще. Сельскохозяйственная перепись 2006 года является единовременнымобследованием.

С точки зрения полноты охвата фактов статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным.Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности.Несплошное наблюдение организуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. К видам несплошного наблюдения относятся: способ основного массива, выборочные наблюдения, монографические описания .

Выборочное наблюдение . Это довольно распространенный вид, основанный на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При правильной организации выборочное наблюдение дает достаточно точные результаты, вполне пригодные для характеристики всей исследуемой совокупности.

Численность выборочной совокупности зависит от природы (характера) исследуемого социально-экономического явления. В выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой совокупности. В противном случае выборочная совокупность не будет точно воспроизводить пропорции и зависимости, характерные для совокупности во всем ее объеме.

Следующий вид несплошного наблюдения – это метод основного массива. При нем обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы изучаемой совокупности, которые по основному (для конкретного исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупности.

Монографическое обследование представляет собой вид несплошного наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдельные единицы изучаемой совокупности, обычно представители каких-либо новых типов явлений. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии данного явления.

Монографическое обследование, ограничиваясь отдельными единицами наблюдения, изучает их с высокой степенью детализации, которой нельзя достигнуть при сплошном или даже выборочном обследовании. Таким образом, при монографическом обследовании статистическому наблюдению подвергаются отдельные единицы совокупности, причем они могут представлять собой как действительно единичные случаи, так и совокупности малого размера.



Copyright © 2024 Бизнес. Оформление. Расчеты. Рентабельность. Увольнение.